POWER

POWER METAL FORCES - HEAVY METAL PORTAL

Grave Digger

Автор рецензий: Евгений "Jackhammer" Молот


Grave Digger - Heavy Metal Breakdown (1984)

Немецкая группа Grave Digger начинает своё существование в 1980 году как союз гитариста Петера Массона и басиста Криса Больтендаля. Последний в последствии отдаст предпочтение вокалу. Немцы в течении трёх лет с дня создания будут усиленно давать концерты, имея в багаже несколько демок, пока в 83 не заключат контракт с Noise Records. В 83 они засветятся на сборнике Нойза «Rock from Hell — German Metal Attack» вместе с Running Wild и Railway. А в 84 Нойз выпустит их полноформатный дебютный альбом «Heavy Metal Breakdown», который по сути будет состоять из всё тех же демозаписей последних 4 лет.

 «Heavy Metal Breakdown»…это один из тех альбомов, которому не обязательно иметь крышесрывающие хиты, хотя и они тут есть, чтобы быть по настоящему крутым хеви метал альбомом. Но прежде всего — Крис Больтендаль и сотоварищи. По видимому поняв, что попасть в тень именитых коллег Accept, бездумно став их клонами, не самая лучшая идея, ребята предпринимают смелую и, что самое главное, удачную попытку совместить типичный немецкий хеви в духе Accept с мощным, плотным и жёстким трешево-спидовым риффингом аля Metallica, тем самым развив еще больше и дальше риффовую сторону немецкого хеви и вписав уже себя в историю хеви метала, как одних из самых драйвовых, мощных и забойных хеви метал актов Германии и всего мира вообще. Уже в 85м мы услышим такие же риффы от Helloween, за которыми в плане общего мелодизма Копатели не угонятся, однако….

И с вокалом Крис Больтендаль использует в Диггере так же удачную гибридную тактику, совместив скриминг в стиле Удо Диркшнайдера с львиными рыками блюзового Tom Waits и сатанинским хрипом Cronos из Venom, в итоге, став одним из знаковых и эталонных хеви метал хрипунов, обладающих еще и кроме всего прочего, оригинальным и харизматичным чистым вокалом. Вокалу Больтендаля можно посвящать романы и петь оды вечно — он невероятно напорист, эпичен, мужественен и красив, и что не мало важно — идеально гармонирует с подобного рода мощной, драйвовой и сильной музыкой «Heavy Metal Breakdown», экстра энергичным и «играющим мускулами» в подаче и бешеным в энергетике силовым пауэр-спидом.
Ну и вот собственно да — впечатлённый прямолинейной и гимновой мелодичностью Accept, инструментальной техничностью и разнообразием Judas Priest, и гитарной мощью и драйвом Metallica, Диггеры выдают олдскульный хеви метал, эталонный в любое время суток и во всех вселенных, технически профессиональный и мелодичный на уровне грандов стиля, при том, что сыровато, но всё же очень душевно и громогласно записанный и сыгранный. Квинтесенция альбома — 3 известных во всём мире суперхита: адски зарифованные тру метал боевики, входящие уже без сомнений в золотой фонд мирового хеви метала «Headbanging Man», заглавная «Heavy Metal Breakdown» и красивейшая хеви метал баллада «Yesterday». Выделяются на общем фоне и рок-н-ролльная «We Wanna Rock You», и вещи, примечательные особенно с культурной стороны, такие как эпики «Legion of the Lost» и «Back from the War», как прообразы славного концептуального будущего коллектива.

«Heavy Metal Breakdown» гениален, а некоторые его вещи особенно ценны в культуре хеви-метала. Вместе с пионерами Accept, тёмными романтиками Rage, пиратами Running Wild и апологетами пауэра Helloween, Диггер заложили еще одни истоки и линию немецкого теперь уже особенно драйвового и трушного, а в будущем и эпического хеви метала. Вот так начинался Heavy Metal Breakdown имени Грейва Диггеровича!!!




Grave Digger - Witch Hunter (1985)

Через год после крепкого дебюта немецкие хеви металисты Grave Digger выпускают вторую полноформатную работу «Witch Hunter», единственный недостаток которой лишь отсутствие шедевра плана «Heavy Metal Breakdown», судьбу которого не повторила ни одна из песен группы и по сей день. А Охотник даже более консолидированный и цельный диск по сравнению с разноплановым дебютом. Хотя и ему хватает разнообразия, но в разы повысившаяся скорость композиций делает его всё же более плотно сбитым и возводит группу теперь уже в статус героев спид-метала, которого на прошлом альбоме, не учитывая убойных риффов, особенно не наблюдалось. 

Если не считать возросшей скорости, Диггеры выпускают работу в крайне схожем ключе с Брейкдауном. Кое-где они звучат как Мейденовский Номер Зверя, но в большинстве представляют вновь развитие Аксептовских идей с более ощутимо ожесточённым и интенсивным риффингом на уровне топовых треш-метал коллективов того времени. Работу при всей своей олдскульности великолепно записанную и обладающую душевным и ни с чем не сравнимым саундом 80х годов, что вместе с громогласной и энергичной подачей позволяет добиться отличного результата даже когда группа играет достаточно простенький, но драйвовый спидняк. И если шедевра плана Брейкдауна немцы уже не записывают, то в плане хитовости остальным песням с прошлого альбома не уступают, выдавая в один за другим крутейшие скоростные хиты, сильнейший качум «Here I Stand», инспирированный лучшими ритмическими наработками 80х и «Love Is a Game» — классическую во всех отношениях, красивую и атмосферную хеви-метал балладу на уровне лучших медляков Скорпов и достойный конкурент Диггеровской нетлентке «Yeasterday». 

«Witch Hunter» — это сильнейший и классический альбом для группы и всей эпохи хеви-метала 80х, яркий образец правильного и топового немецкого спид и хеви-метала. Один из лучших ранних Диггеров, являющий собой всю суть и сок ранней немецкой и хеви-металлической сцены. Можно быть и техничнее, и качественнее в записи, но наличие души это никогда не заменит. И как раз «Witch Hunter» хватает всего этого сполна! Он грамотен и гармоничен и в плане техники, и в плане звука, и что самое главное, сыгран как раз с душой — открытой и честной! Да и на уровне с коллегами Rage-Avenger, разродившимися дебютом и Раниннговским Брендедом, Диггеры выглядят не менее внушительно! Профи, есть профи!



Grave Digger - War Games (1986)

«War Games» — это третий альбом немецкой хеви метал группы Grave Digger, после которого в 87 году она развалилась. Также в 86 году лидер и вокалист Крис Больтендаль и сотоварищи выпускали облегченный альбом под маркой Digger, коммерческого успеха не возымевший и якобы даже подтолкнувший GD к распаду. Печально, но факт — и эта, одна из движущих сил немецкого хеви метала, не смогла удержаться от сомнительных экспериментов в бурные времена подьёма популярности коммерческого рока и метала, а потом и гранжа. 

«War Games» был альбомом и близко не показывающим каких-либо признаков кризиса или стагнации. Наоборот, он продемонстрировал повышение уровня качества звучания и техничности музыкантов, активно использующих в инструментальной структуре музыки элементы пауэр метала в духе передовиков того времени Helloween "Walls Of Jericho", при этом, в плане вокальной мелодики оставаясь преданными своему оригинальному прямолинейному и агрессивному мелодизму. В плане вокала Больтендаль вообще в большинстве демонстрирует угорелые рулады на высоких нотах под Удо Диркшнайдера, от чего в последствии откажется. Но на одну лишь скорость немцы не давили — совершенно все композиции на альбоме различных темпов и типов. 

На «War Games» есть абсолютно всё, что нужно каждому любителю хеви метала: и бешенная скорость, и плотный драйв, и могучий кач, и куча олдскульной диггеровской мелодики. Будучи логическим продолжением и развитием идей первых двух альбомов группы, «War Games» стал крепким и классическим альбомом группы, особенная прелесть которого в том, что он как и предыдущие диски, впитал ту уникальную и истинно металлическую, первобытную атмосферу и силу олдскульного хеви 80х.



Digger — Stronger Than Ever (1986)

В 1986 году немецкая хэви метал команда Grave Digger переименовывается в Digger, выпускает альбом "Stronger Than Ever" и распадается. Это был первый альбом талантливого гитариста и композитора Уве Лулиса совместно с вокалистом Крисом Больтендалем и следующий их совместный диск "The Reaper" уже выходил в 90-х под маркой возродившегося Grave Digger.  Много разговоров было о том, что целью "Stronger Than Ever" был сруб бабла, но цель эта себя не оправдала и группа решила свернуть деятельность.

 Но вообще, все это как-то слишком преувеличено. Причем, буквально во всем.  Странно было вообще рассчитывать, что Stronger Than Ever что-то там сорвет, кроме нервов у фанатов группы. Во-первых он просто хреново записан, якобы с целью облегчить звучание группы, но в результате, просто хреново, грязно и некрасиво. Во-вторых, это всё тот же Диггер, что и раньше, просто хреново записанный потому что гитарные партии на нём ну никак не похожи на поп-рок, а довольно напористые и агрессивные, очень мелодичные, а Больтендаль продолжает реветь фирменным баритоном и в нескольких песнях чистым, и что из этого всего могло в какой-то вселенной принести какие-то реки бабла?..

 Но оставим попытки разобраться в причинах и перейдем к последствиям.  Альбом ужасно хорош! Конечно это не шедевр, да и хитов мало, а остальное ровный материал. Но это реально хороший Диггеровский материал в стиле хард-энд-хэви, который вполне мог бы выйти и под маркой Grave Digger. Ну да, облегчились и поэксперементировали с хард роком и любовными текстами, сделали свой "Eat The Heat" в конце концов, если вы понимаете о чем я...Группа сохранила даже свой мелодический стиль, не говоря уже о фирменных диггерских риффах и вокале. 

 Хороший, крепкий альбом, который на то, чтобы свернуть горы не претендует, но является некой данью душевному хард року 80х и мостом в более мелодичное будущее Grave Digger. Ему бы больше уверенности и качественной реализации, и "Stronger Than Ever" стал бы не хуже предыдущих релизов!




Grave Digger - The Reaper (1993)

В 1987 году вокалист и композитор Крис Больтендаль совместно с гитаристом Уве Лулисом и двумя музыкантами из Grave Digger — басистом С.Ф. Бранком и ударником Альбертом Экардтом сокращают название группы Grave Digger до Digger, выпускают коммерчески неудачный и не принятый фанатами альбом, и в этом же году распадаются. В 89 Больтендаль и Лулис создают группу Hawaii, которая в 91 превращается в Gravе Digger и, взяв за основу демо Hawaii «Bottles and Four Coconuts» 1989 года, выпускают альбом-возвращение Grave Digger «The Reaper». На басу теперь Томи Геттлих, а продюсировал это великолепие Пит Силк, хотя пока его фирменный саунд и не узнаётся.

Вот так начинается по сути вторая глава в творчестве коллектива Grave Digger, чей «The Reaper» ставит жирную точку над олдскульным и сырым творчеством коллектива. Теперь Диггер это словно новая группа — более качественно и современно записывающаяся и более виртуозно и профессионально играющая. В её музыке меняется буквально всё, кроме разве что узнаваемого хриплого вокала Криса, как и ранее выдающего пронзительные рулады, теперь уже только без высоких скримов, копирующих Диркшнайдера. Да и вокальная мелодика не хило так становится более утончённой, цепляющей и мелодичной. Хотя эти слова применимы ко всему альбому. На барабанах здесь стучит Йорг Михаэль и его техничные и по пауэрному скоростные партии узнаются и поднимают техничность группы на новый уровень. На этом уровне немцы уходят от прямолинейного и классического спид метала в сторону более современного пауэр-спида. В прочем, и на «War Games» Диггеры уже валят пауэр спид, но там — откровенное подражание Хелловинскому Воллс, тогда как здесь тоже оно, но не такое «слепое», более отточенное и как минимум на уровне не ниже Киперов. Более того — в разы их мощнее, тяжелее и агрессивнее. Чистый и классический пауэр спид 90х в лучших традициях Раннингов и Рейдж. Этот альбом можно ставить в пример правильного, тяжёлого и экстремального пауэр спида и даже пауэр треша — настолько его интенсивность восхитительна.

Восхитительна и мелодичность. Альбом в прямом смысле выстрелил, кроме бронебойного заряда из гиперскоростных пулемётных ударных и бензопильных драйвовых гитар, еще и впечатляюще суровой, злобной и мрачной вокальной мелодичностью. Я бы мог назвать хитом каждую композицию этого диска ибо он целиком и полностью хитов. Вот такой вот цельно-металлический слиток хитовейшего и сильнейшего хеви-пауэр-спида.

«The Reaper», эффективно использовав лучшие наработки первых трёх альбомов группы, открыл удачнейшую линию творчества Grave Digger, которая в последствии вылилась в то, из-за чего группа окончательно и попала в топ лучших пауэр метал коллективов мира. Но и это уже был топ. Топ, к которому и сквозь года будет не то, чтобы не стыдно вернуться, а даже правильно и полезно. Своеобразный дебют группы 90х, который снова сделал ей имя и вернул славу!



Grave Digger - Symphony of Death (1994) EP

В 1994 году легендарные немецкие хеви метал ветераны Grave Digger выпустили мини-альбом «Symphony of Death», по своему содержанию в 6 новых песен являющийся настоящим полноформатным альбомом. Симфони не хватает разве что какой-то балладины или эпика, и тогда это был бы просто разрыв бошки и срыв башни… Но и с таким содержанием пропускать этот диск ни в коем случае нельзя ни одному фанату группы и хеви-метала вообще! Немцы повторили успех предыдущего эпохального камбэка "The Reaper"! По звучанию, технике, подаче и мелодике Симфони это логическое продолжение Рипера, совершенно сильнейшее и хитовейшее. При этом, очень вариативное и традиционное, в своей общности составляющее картину планомерного бомбардирования хитами различного темпа и стиля. Возможно, добавь эти песни в Рипер, немцы уже получили бы великий результат будущих альбомов исполинов «Heart of Darkness» и "Tunes Of  War". Как ЕР диск невероятно богат и шикарен. «Symphony of Death» это один из лучших дисков Диггера, более чем достойный и мастхевный преемник «The Reaper» и шаг навстречу гениальному монолиту "Heart of Darkness".



Grave Digger - Heart of Darkness (1995)

«Heart of Darkness» немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger мрачный, агрессивный и гитарно ориентированный опус немцев, в духе вышедшего двумя годами ранее пауэр-трешевого «The Reaper». Обновленное плотнейшее звучание делает его более свежим. Звук чумовой и самобытный, напоминающий некое развитие фирменного саунда Пита Силка и чего-то совершенно нового.

На «Heart of Darkness» мы преимущественно слышим наработанный годами, по-Диггеровский узнаваемый и хитовый мясной пауэр-спид-треш образца скоростного «The Reaper» и вариативный хеви а-ля «Symphony Of Death» с неожиданными реверансами в сторону олдскульного дебюта Диггерсов на заглавных эпичных и гимновых среднетемповых боевиках «Heart of Darkness» и «Circle of Witches». Последняя композиция, в которой неожиданно появляются чистые вокальные партии Больтендаля, выводящие мистические мелодии, добавляет альбому особенной атмосферы. «Circle of Witches» даёт нам по сути понять, что нас ждёт в будущем творчестве группы, и некоторым образом опережает своё время, идеально вписываясь в структуру альбома, но мелодически являясь сильнее и ярче всех остальных номеров. Альбом хорошо дополняют и два бонус трека — аля-Риперовский ураган «My Life» и страдальческая баллада о тяжкой судьбе дельфинов «Dolphin’s Cry». Не мало постарался для альбома и Крис, чьи вокальные партии стали более разнообразными и мелодичными.

Впечатляющий, хитовейший и сильнейший альбом. Если прошлый «The Reaper» вернул группу к жизни, проложив ей путь в систему топовых релизов немецкого пауэр-спида 90х годов, то «Heart of Darkness» уже закрепил право группы быть наравне с топовыми исполнителями мирового хеви-метала вообще.


Grave Digger - Tunes Of War (1996)

В 96 году немецкие ветераны хеви-метала Grave Digger выпустили первый альбом из так называемой серии Middle Age Trilogy. Состава Могильщиков коснулись небольшие изменения коснулись состава, в который вошёл новый ударник Стефан Арнольд и как гость впервые отметился клавишник Ханс Катценбург, в 98 уже официально пополнивший ряды Диггера. Если в 95 на альбоме "Heart of Darkness" на бэк-вокале немцам помогал ныне хорошо известный Михаэль Зайферт из Rebellion, то теперь Могилокопатели пригласили для этого звезду мировой величины — Ханси Кюрша (Blind Guardian, Demons & Wizards), выдав припевы по красоте и мощи одни из лучших на хеви-метал сцене! Вот так так!

Tunеs это первый концептуальный альбом Могильщиков, повествующий о борьбе за независимость Шотландии. Учитывая, что басист Томи Гетлих учитель истории, совместными стараниями музыканты выдали впечатляюще эпические и исторически толковые тексты песен, воодушевляющие на подвиги и вызывающие мурашки по коже. Казалось бы обычные тру метал темы, но с исторической подоплёкой и именами звучащие в разы свежее и необычнее, создающие альбому необходимую средневековую атмосферу и придающие внушительной эмоциональности. Шутка ли, но благодаря трилогии участников группы приняли даже в один из древних кланов. С Тюнс началась еще и новая глава в музыкальном творчестве немцев, ведь музыка в большинстве приобрела нарочито величественный, торжественный и эпический характер. Немцы вспомнили древние корни и взяли на вооружение величие и гимно-подобность классической музыки, что, впрочем, не раз уже проделывали их коллеги Accept. Диггеры пошли еще дальше, выдав по сути своей эпик хеви-пауэр конгломерат из инструментально традиционного гитарного немецкого метала, а мелодически - тру метала на манер Manowar и Rhapsody. Получилось так, будто они всю жизнь такую музыку только и играли или как будто наконец-то вернулись в свою родную стихию! И при этом, Диггеряки в совершенстве сохранили свой истинный мелодический стиль! Вах вах вах!...

Специфический саунд, выработанный на «Heart Of Darkness», сохраняется и на Тюнс, то есть впечатляюще мощный, плотный, тяжелый и приятный звук, когда казалось раньше был идеально и максимально плотным, получился еще более крутым. Крис Больтендаль ревет практически без заходов в скриминг, но с другой стороны возросшая техника пения и разнообразность позволила партиям прозвучать на высшем уровне. Он и раньше был одним из лучших хеви-металл вокалистов Германии, а в компании с Кюршем на бэках — засверкал словно бы ещё новыми красками. Кроме того, на альбоме очень мелодичные гитарные соло-проигрыши, риффы и акустические гитары. Альбом полностью склеен из чистых и цепляющих хитов, а шедевров в нём вообще большая половина.

«Tuns of War» вызывает шквал эмоций. Альбом хочется слушать без перестану. Это вещь, цепляющая с первого раза и не отпускающая и по сей день. Сейчас сквозь годы еще лучше понимаешь, что это настоящий шедевр композиторского таланта Больтендаля, Лулиса и Гётлиха. Дальше больше - шедевры один за другим. Славное же было времечко, ничего не скажешь! Как минимум один из лучших альбомов группы!


Grave Digger - Knights of the Cross (1998)

...""""я в восторге от альбома Grave Digger - 'Knights of the Cross', он переносит прямо в сердце средневековых сражений и крестовых походов...""""..😉😉😉

Второй альбом немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger из так называемой "middle ages trilogy" — «Knights of The Cross» — концептуально не связан с предыдущим диском «Tunes Of War» и отличается по музыкальному содержанию. Knights — это концептуальный альбом группы, который посвящен историческим событиям и легендам, связанным с крестоносцами и орденом Тамплиеров, теме крестовых походов, религиозной веры, сражениям и тайнам, окружающим орден Тамплиеров. Тексты повествуют о героизме, трагедии и мистике, которые ассоциируются с этой исторической эпохой.. Текстуально и информационно альбом очень богат и разнообразен. Он является одним из немногих в хеви-метале с исторической лирикой.

Музыкально Grave Digger продолжают развиваться и поднимать планку качества, отшлифовывая каждый элемент музыки. Ранее мощный звук теперь ещё чище и современнее. Knights ещё и один из самых тяжёлых альбомов в хеви-пауэре, по своей тяжести и гитарной интенсивности достигающий уровня треш-метала. Несмотря на это, немцы сохраняют оригинальный мелодический стиль, используя приёмы корифеев хеви-пауэр сцены, таких как Helloween и Accept, для бэк-вокалов пригласив бэк-вокалиста Blind Guardian, Ханса Хакмана, а также Пита Силка. Хоры в припевах звучат невероятно мощно и впечатляюще, напоминая лучшие времена Blind Guardian. Группа демонстрирует эпичность и величие, не прибегая к симфонизмам. Технически она выросла и отточила своё мастерство, и на тот момент это, пожалуй, самая техничная и гармоничная работа группы. Альбом звучит как продолжение «Tunes Of War», но более развитое, доработанное и современное.

Альбом представляет собой настоящий шедевр хеви-метала, состоящий из одних лишь хитов. Особенно выделяется заглавная скоростная «Knights of The Cross» о становлении и миссии рыцарей тамплиеров, ещё одно скоростное и просто нереально убойное пауэр-валево «Lionheart» о Ричарде Львиное Сердце, одном из известных лидеров крестовых походов, крутейший среднетемповый «Baphomet» о демоническом образе, который, по легенде, был связан с орденом Тамплиеров и их обвинением в ереси, и агрессивный «The Battle of Bannockburn» с волынками о битве при Бэннокберне, которая была важным историческим событием для Шотландии. Каждая песня цепляет и не отпускает, звуча свежо и ново, как будто хеви металл изобрели только что, и вызывает мурашки по коже, мотивируя и воодушевляя. Стоит отметить и высокий уровень исполнения каверов, доступных как бонусы на разных изданиях. На этот раз это Black Sabbath «Children of the Grave» и Rainbow «Kill the King», которые получились очень достойными и добротными.

"Knights of the Cross" олицетворяет творческий расцвет Grave Digger. Группа движется вперёд по мановению сердца, создавая истинную и душевную хеви метал-музыку. Лишённая стандартности, но верная традициям хеви-метала 80-х годов, эта работа становится классикой и шедевром той эпохи, которую уже не повторить.


Grave Digger - Excalibur (1999)

«Excalibur» – восьмой студийный альбом немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger и последний из Средневековой Трилогии, рассказывающий на этот раз истории о Утере Пендрагоне, отце Короля Артура, легендарном мече Екскалибур, Рыцарях Круглого Стола, ведьме Моргане ле Фэй, Волшебнике Мерлине, Тристане и Изольде, рыцаре Ланселоте, жене Артура – Гвиневре, мифическом острове Авалон, рыцаре Персевале и Короле Артуре. "Excalibur" стал последним диском с гитаристом Уве Лулисом, в 2001 году создавшим вместе с бывшим Диггеровским басистом Томи Гётлихом группу Rebellion, и по версии таких изданий, как «Metal Heart» и «Metal Hammer», он был признан альбомом месяца.

Я бы назвал "Excalibur" самым тяжёлым альбомом группы на то время и в частности самой Трилогии, тяжесть саунда группы на котором достигла апогея. На то время Диггер мог в полной мере считаться самой тяжёлой и жёсткой командой в хеви-металле. Во многом такие звук и техника были унаследованы от и так всегда очень жестких и тяжелых альбомов Диггеров, которые однако всё же не были настолько басовитым. "Excalibur" получил впечатляющей плотности "толстый" бас, который каким-то невероятным образом, как и все остальные инструменты, звучит до сих пор по хеви-металлическому мелодично и приятно. Такая, не побоюсь этих слов, гениальная запись позволила стать "Excalibur" в том числе и звуковым шедевром. Звучанием немцы действительно уже могли закопать и в глубь на несколько метров 😀...

Стал этот альбом настолько крутым еще и благодаря умению музыкантов обращаться со своими инструментами. Они давно настоящими профи, а потому каждая инструментальная партия на альбоме  сыграна с истинной любовью к жанру и филигранностью лучшего швейцарского часового механизма. Крис Больтендаль своим рыком и фрагментарными партиями чистого вокала показал высочайший класс и подтвердил звание одного из лучших хеви-металл вокалистов. В припевах ему очень удачно помогли Ханси Кюрш (Blind Guardian), Пит Силк (Iron Savior) и Hacky Hackmann, известный как бэк-вокалист Blind Guardian, сделавшие припевы невероятно мощными и захватывающими, а также в отличие от хоров на других альбомах, особенно красивыми и выразительными. Мелодическая сторона пластинки в большинстве прямо-таки гениальна, начиная с гитарных партий, цепляющих, запоминающихся и ярких, и заканчивая хитовейшей и разнообразнейшей вокальной мелодикой припевов, бриджей и куплетов. На альбоме есть всё, что душеньке угодно: скоростные боевики, динамичные боевики, средне-темповые или тягучие боевики. На "Excalibur" песни если не шедевры, то 100% хиты!!!

Именно шедеврами я бы назвал заглавную «Excalibur», являющуюся самой брутальной и адовой песней в истории Диггера, в припеве обращающейся к вселенской эпичности предыдущих двух альбомов, средне-темповую композицию «The Round Table (Forever)» как хрестоматийный образец того, что такое тру хеви-метал и с чем его едят, под который не стыдно и войну начинать, и в ящик хлопнуть… 😅. Ну и скоростной боевик «Morgane le Fay», не уступающий в куплетах по своей агрессии и злобе заглавной композиции, но в чистоголосом припеве отличающийся от него особенной проникновенностью и эмоциональностью мелодики. Все остальные номера хороши и как «слова, которые из песни не выкинешь». Хиты как на подбор! Да и вообще, альбом великолепен и как цельное произведение, и по отдельно взятым номерам.

С пылу-жару после выдающихся альбомов "Knights of the Cross", "Tunes Of War" и "Excalibur" и закончилась Диггеровская "The Middle Ages Trilogy". На ней, включая Экскалибур, немцы выдали максимум хитовости, мощи, литературности и накала страстей. Я бы сказал, что каждый альбом из трилогии гениален, при всей Диггеровской типичности, отличается подачей, звуком и хитами. По-истине величайший и титанический труд, без которого хеви-метал 90х невозможно представить. Гениальный микс тяжести и помпезности!



Grave Digger - The Grave Digger (2001)

В 2000 году немецких ветеранов хеви метала Grave Digger покинул последний участник реюнион-состава, Уве Лулис. У группы началась новая глава в жизни и творчестве. Печально, но факт — состав, с которым могилокопатели выпустили лучшие свои работы развалился. Далее следовали суды за обладание правом на название группы между Уве Лулисом и Крисом Больтендалем, закончившиеся естественно в пользу Больтендаля, а к группе тем временем присоединился новый гитарист Манни Шмидт (Rage).

Альбомы данного состава уровня группы не уронили, но на фоне предыдущих шедевров смотрелись как минимум попроще, да и судя по данному диску Крис и не стремился повторить ни их материала, ни их успеха. Больтендаль ринулся в суровый олдскул первых реюнионовских альбомов группы «The Reaper» и «Heart of Darkness», сделав ставку на проверенный временем притрешованный, мрачный и агрессивный материал, тёмная, ядовитая и таинственная атмосфера которого просто не могла не впечатлять. Я этот альбом услышал первым у группы именно в год его выхода и до сих пор хорошо помню ту невероятно мистическую атмосферу, которую он нёс и проникновенное настроение, которым он обладал благодаря фирменным диггеровским мелодиям и текстам, впечатлённым творчеством Эдгара Аллана По. В то время подобный мрачный и жёсткий пауэр с хриплым вокалом ярко выделялся на фоне высокой популярности хэппи-пауэра. 

Могилокопатели энергичны, мощны, тяжелы и драйвовы. А самое главное — как будто всё еще под градусом от успеха прошлых работ, ибо хиты с них так и прут — брутальные Son of Evil, The Grave Digger и King Pest, захватывающие и яркие хорроры Spirits of the Dead и Haunted Palace, эпичные Raven и Sacred Fire, тягучие и замогильные Funeral Procession и The House. В общем, все песни с альбома. Диггер хоть и сьехал с такой удачной линии как эпик пауэр, но зато развил линию мрачного пауэр-треша, доведя её до идеала зариффованности, атмосферности и хитовости. Не эпичный, но шедевр по своему. И снова одна из лучших работ у группы. Очередное начало было положено!


Grave Digger - Rheingold (2003)

 В 2003 году немецкие ветераны хеви-метала Grave Digger выпустили концептуальный альбом, посвящённый произведению «Кольца Нибелунгов» немецкого композитора Рихарда Вагнера — циклу из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах». Текстовая концепция альбома действительно хороша, и по своей складности мало уступает именитой Диггеровской трилогии альбомов "middle ages trilogy", но и музыкальная часть снова не подкачала.

Однако, лидеру коллектива, вокалисту Крису Больтендалю, не была присуща манера создания эпиков, а потому эпический концепт у него остался исключительно на уровне текстов, ибо по музыке мы получили псевдо-эпичный и асфальтоукладывающий именно что олдскульный немецкий пауэр-треш в лучших традициях мяса с кровью с классического альбома группы "The Reaper", от которого "Rheingold" перенял и агрессию, и трешевый мелодизм гитарных риффов и ту специфическую подачу. Атмосфера же и настроения получились у музыкантов традиционно боевые, без соплей и как говорится "с яйцами". То есть «Rheingold» по сути стал трушным тевтонским продуктом благодатной на эти дела немецкой сцены, хуковость, гимновость и драйв которой в крови. Композиции напропалую жгут хитовостью, мощно и сочно записаны, у них оригинальный звук и очень мощные хоры, в общем, оставляя положительное впечатление работы сильной и хитовой. 

Подводя итоги, можно резюмировать, что "Rheingold" удался на славу и как концептуальное творение, наполненное эпических и фантастических сюжетов, и как просто очередной альбом немцев, доверху забитый сильными и хитовыми идеями. В позднем творчестве "Rheingold" однозначно одна из самых сильных работ группы, всё ещё помнящая славные времена 80х. На ней всё идеально и прекрасно! Высший бал!



Grave Digger — The Last Supper (2005)

Альбом немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger «The Last Supper», хотя и не анонсировался концептуальным, но преимущественно посвящён библейским сюжетам о трагической истории Иисуса Христа. Подобные темы в метале до сих пор остаются незаезженными, не считая извечной темы предательства Иудой. Полу-концепт стратегия уже удачно использовалась группой на диске «The Grave Digger» 2001 года, на котором были разрозненные сюжеты, впечатлённые творчеством Эдгара По, и на этот раз она оправдала себя не менее эффектно.

Диггеры звучат обновленно по стравнению с предыдущими работами в музыкальном плане, открывая новую главу в творчестве с ещё более жёстким, мощным и уникальным звучанием. Мелодически группа обращается то к эпическому стилю альбомов "Knights/Tunes" в среднетемповых танках "The Last Supper", "Grave In The No Man’s Land" и душещипательной балладе "Always And Eternally", то делает ставку на хуковые боевики в духе прошлого диска «Rheingold»: "Desert Rose", "Soul Savior", "Divided Cross" и "Black Widows", или брутально трешевый "Hell To Pay". 

Альбом оставляет искренний и тёплый отклик в душе, а наличие нестандартных текстов добавляет ему эмоциональности, атмосферы и новизны. Конечно снова ощущается некий отход от классических работ группы, но впрочем, и постаревшие Диггеры с творческой стороны всё еще достойно держат марку и до сих пор остаются милыми сердцу фана.



Grave Digger - Yesterday (2006) EP

Выбрать настолько древню песню для EP – это достаточно неожиданный шаг со стороны немецких пауэрщиков Grave Digger, особенно если учесть, что это баллада, хоть и легендарная. Итак, EP «Yesterday» — типичный представитель коротких миниальбомов! Одна новая песня, один кавер и две версии заглавной композиции – пахнет чрезвычайной жадностью!…

Ценность такого ЕР не очень высока, поскольку цена не соответствует результату… Сама песня «Yesterday» зазвучала весьма современно, но всё ещё в классическом стиле хэви-металл баллады. Сейчас уже мало кто создаёт такие мелодичные, но тяжёлые медляки, так что, приобретя этот ЕР, вы получите хорошую возможность вспомнить старые времена. Оркестровый вариант «Yesterday» звучит очень легко и воздушно, но из-за хриплого рёва Больтендаля — странновато и не совсем гармонично. Кавер на Лед Цеппелин «No Quarter» уже раньше издавался, но снова стоит сказать, что он чертовски удался! Холодный и мрачный…И остаётся последняя композиция, которую я решил намеренно вспомнить в самом конце – это «The Reaper’s Dance». Представляет она собой среднетемповое хеви-продолжение идей альбома «The Last Supper» с типичным для него звуком гитар, ударных и мелодических линий. Песня очень заводная и несмотря на «замогильные» тексты, чрезвычайно позитивная и веселая, с ярким запоминающимся припевом.

В целом, «Yesterday» — это, конечно же, приобретение истинно for fans only, но для фанов это будет несомненно стоящим приобретением!



Grave Digger — Liberty Or Death (2007)

Поседевшие, разменявшие второй десяток лет немецкие ветераны хеви метала Grave Digger всё так же хороши, как и на своём первом легендарном альбоме «Heavy Metal Breakdown». Как будто и не было этих долгих лет! Диггеры в строю и радуют чисто немецким качеством! Честно признаюсь, я был уверен, что эти музыканты выпустят, если не альбом года, так один из них, что и случилось. Составить конкуренцию «Liberty Or Death» в 2007 году не просто кому бы то ни было. Поработали ребята на славу!

Разогрев поклонников небольшим синглом-ремейком классической баллады «Yesterday», музыканты представили на «Liberty Or Death» в большинстве эпичный материал в духе творчества образца гениального «Knights Of The Cross», вокальной мелодикой и хорами в припевах отсылая к предыдущим альбомам «The Last Supper», «Rheingold» и даже частично к брютальному «The Grave Digger». Гармоничная слаженность составляет одну  цельную, сильную и хитовую картину. Полюбившаяся вокалисту и лидеру, Крису Больтендалю, фишка концептуальных альбомов и на этот раз дала о себе знать – темы борьбы за свободу царят во всех композициях. Сколько об этом было уже написано и спето, ан нет, Крис и компания умудряются подать эту заезженную тему волнующе, с сильнейшей эмоциональностью и глубокой искренностью. Таланты от Бога. А как великолепны величественная обложка и мощный и фирменный хрип Больтендаля!

Никто не сказал, а многие так и не поняли, что это и было продолжение именитой трилогии группы "Middle Ages Trilogy", вобравшее в себя всего понемножку, но только лишь самое лучшее, что было в предыдущих альбомах. На "Liberty or Death» Диггеры выжали из себя тот максимум, который поставил их на более высокий уровень, нежели двумя альбомами ранее. Один из лучших альбомов группы в новом тысячелетии!


Grave Digger - Ballads of a Hangman (2009)

Немецкие сталевары и ветераны хеви-метала Grave Digger, годами пашущие на ниве тевтонского хеви-метала, в 2009 году живее всех живых! Grave Digger всегда играли то, что надо: 80-е прошли под знаменем олд скульного хеви-спида, 90-е -  концептуальных работ и увлечения историей в эру современного, чистого и идеального звука, и наконец-то в 2000-ые команда вошла с убойным альбомом «The Grave Digger», показав, что находится в великолепном состоянии и готовности уже в качестве признанных ветеранов стиля. Главенствующие составляющие хеви-метала немцев это чёткие драйвовые риффы, громогласный и агрессивный вокал, мощная и гимноподобная мелодика, и яркие цепляющие гитарные соло. И на «Ballads of a Hangman» — это всё присутствует в полной мере.

Добавился ещё один гитарист Thilo Hermann (Faithful Breath, Glenmore, Holy Moses, Risk, Running Wild), который, после выпуска этого альбома, правда, отправился восвояси. Эта же студийная запись, к сожалению, стала последней и для гитариста Manni Schmidt'a (Rage, Refuge), при том, что и на этом альбоме Манни показал себя великолепно. «Ballads of a Hangman» представляет собой объединение мелодичности «Liberty or Death» и жгучести звучания «The Last Supper». Работа разнообразна, мощна и драйвова, по Диггеровски оригинальна и содержит множество сильных гитарных риффов и соло. При всей разнообразности темпов, преобладают скоростные боевики с простыми, но эффектными припевами. На роль сингла же выступила самая нетипичная для общей музыкальной картины среднетемповая хард рок песня «Pray», обладающая волнующей атмосферой и хитовейшим припевом. А вот эпосы и историю немцы окончательно «проехали».

От Диггера всегда ждёшь старого доброго хеви и всегда его получаешь, но каждый раз музыкантам удаётся ещё и удивлять новыми и интересными идеями. «Ballads of a Hangman» — это отличнейший альбом, без единого минуса. Одна из движущих сил немецкого хеви метала до сих пор волнует и вызывает позитивные эмоции.


Grave Digger - The Clans Will Rise Again (2010)

В 2009 году немецкие ветераны хеви-металла Grave Digger объявили об уходе гитариста Manni Schmidt'а (ex-Rage) и принятии нового, на то время сессионного Axel'а «Ironfinger» Ritt'а, известного по работе с немецкими хард рокерами Domain, в которых долгое время пел известный рок вокалист Карстен Лизард Шульц. В 2010 году Аксель стал полноправным участником группы и вскорости в свет вышла новая пластинка Могилокопателей «The Clans Will Rise Again». Стала ли равноценной замена такого гитариста как Манни Шмидт? В плане техники абсолютно, но вот в плане сочинительства и подачи Grave Digger постигла сильнейшая утрата, которую в полной мере не смог восполнить даже главных козырь группы, рычаще громыхающий, харизматичный и оригинальный вокалист Крис Больтендаль. Как профессионал Ритт отлично владеет гитарой, в этом плане к нему не придерёшься, однако на «The Clans Will Rise Again» нет ни одного гитарного соло прохода или риффа, который бы сравнился по цепляемости и оригинальности с партиями от Манни. 

Даже сами по себе соляки больше чем на половину лишены самой мелодичности, тогда как риффы, несмотря на достаточно сильную драйвовость, однообразны и вторичны. На этом разочарования не закончились — звук заметно полегчал, теперь даже в самых казалось бы угарных моментах он не даёт нужного количества мощи и угара. Впервые Диггерсы меня так разочаровали со звучанием, ведь даже альбомы 80-х, несмотря на сыроватость, могли похвастаться отменной мощью и проникновенностью. Но не всё так плохо в остальном, например вокальные способности Криса Больтендаля продолжают радовать смачным хриплым рыком, отлично выводящим мелодии. Половина альбома состоит из скоростных забойных боевиков, другая половина из величественных среднетемповых эпиков. То есть на «The Clans Will Rise Again» немцы, вроде как и на прошлом альбоме «Liberty or Death», снова пытаются совместить приятное с полезным — тоесть традиционный олдскульный хеви с эпическим хеви. Получается ли? Однозначно да. И даже все абсолютно песни очень сильны и хитовы, а некоторые из них даже очень — например скоростные киллеры Rebels, Execution и Hammer of the Scots. А в самом конце слушателю встретится даже отличная баллада «When Rain Turns To Blood» в лучших традициях группы и ещё сильный бонусный боевичёк «Watch Me Die».

Так что? Перемога чи зрада-зрадонька? Перемога, но какой ценой. Группа будто потеряла инструментальный стержень и Ритт не смог полноценно его заменить. Плюс явный косяк со звуком, который начинался ещё на прошлом альбоме, но там Манни всё вытянул. В то же время у нас кошерный немецкий хеви материал, вобравший всё лучшее, что было до этого у группы. Но неуверенная и чахлая подача со слабой реализацией от одной из ранее самых тяжёлых хеви метал групп мира!!!... Альбом вроде и хорош, но с Манни Шмидтом или вообще Уве Лулисом — это мог бы быть просто разрыв...

 

Grave Digger - Clash of the Gods (2012)

Альбом немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger оставляет благоприятное впечатление работы по-диггеровски фирменной, мощной и качественной. Сразу бросается в глаза его эпическое настроение, выражающееся в текстах и мелодических решениях. Немного смущает роковый подход в ряде песен, но и хеви-металлической мощи, насыщенности и интенсивности альбому хватает, что хорошо подкрепляется своеобразным колючим звучанием. Новый гитарист Алекс Ритт из Domain действительно хороший технарь, привносящий новшества и свежесть типа шредда и других гитарных экспериментов, но вот именно как композитор на мой взгляд пока ещё не дотягивает до уровня предыдущих гитаристов. Реализационно диск объективно качественный и профессиональный, но субъективно в рамках творчества ГД — это шаг назад к уровню некоторых хороших, но не выдающихся альбомов Диггер.



Grave Digger - Return of the Reaper (2014)

В 2014 году немецкие ветераны хеви-метала Grave Digger попытались возродить былое величие группы. По крайней мере, игры с хард роком они прекратили и даже более того — вспомнила баба, как девкой была, кхм, пауэр метал снова местами заиграли😀. Энергичность и энергетика материала у немцев повысилась в разы. И тут даже дело не в скоростной пауэр метал ритм-секции некоторых песен, а в самой более энергичной подаче в целом и динамичном и приподнятом вокальном исполнении. 

Со звучанием ребята не налажали, но сравнения с предыдущими альбомами до «The Last Supper» включительно не выдерживают. Что они делают я не знаю, но звучит альбом слишком сухо и пластиково. В звучании и в подаче нет "мяса", что именно для Диггера не простительно. И всё же я не могу не отметить, например, наличие крепких риффов, возвращающих нас как минимум на уровень добротного в этом плане альбома «The Clans Will Rise Again». И вообще, это снова металлические риффы с яйцами, а не роковые выкрутасики Акселя Ритта.

Подходя к хитам данного альбома, нужно отметить эдакую сборную солянку различных стилей Диггера. Это и современный взгляд на альбом «The Reaper» в шальном боевике «Hell Funeral», и возврат к эпичности Трилогии на среднетемповом «Tattooed Rider» и тягучем «Season of the Witch», и уже неплохое развитие позднего творчества, кстати, в самом ярком и цепляющем на альбоме динамичном боевике «Death Smiles at All of Us». В принципе, такие довольно разные фишки, рассыпанные по всему альбому, звучат гармонично. Ок.

Мне нравится этот альбом. В нём как минимум 4 названных выше очень сильных хита, которые можно назвать одними из лучших песен группы вообще, в нём отличная энергетика и высокий уровень всего чего только можно. Но и да, группа снова не дотянула до своих лучших работ. По крайней мере это всё еще звучит как Диггер, а значит не всё еще потеряно!



Grave Digger — Healed by Metal (2017)

Немецкие ветераны хеви-метала Grave Digger, в народе известные как "Могилокопатели", решили нас на сей раз не закопать, а вылечить, о чём красноречиво и заявляет название и обложка очередного их альбома «Healed by Metal»! И в общем, у них это неплохо получилось. «Healed by Metal» выполнен в узнаваемом стиле группы, но не особо напоминает о предыдущем диске «Return of the Reaper». В плане звука он даже ещё более плотный, мощный и разухабистый, нежели предшественник, пробивной, без соплей и попсовости в подаче, что справедливо как по отношению к громогласному вокалу Криса Больтендаля, так и к инструментальной составляющей, радующей фирменными и драйвовыми Диггеровскими риффами и чёткими, как часы, ударными. Аксель Ритт не особо лезет с хард роком и тихонько отрабатывает свой хлеб с достаточно техничной и энергичной игрой. По сути совершенно типичный диггеровский альбом поздне-Риттовского периода со всеми из этого вытекающими в виде 100% немецкого, трушного и олдового хеви-пауэра с трешевым угарцом и потянувшего по чуть-чуть с каждого предыдущего диска немцев. Отличная работа, на которой есть и по-настоящему хитовые песни, и просто сильные треки.


Grave Digger - The Living Dead (2018)

«The Living Dead» — очередной альбом позднего состав немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger с мясистым и жирным звуком, плотными ударными и жёсткими гитарами. Уровень гитарной мелодичности, интенсивность и напористость подачи довольно хорош. Во всех песнях классные мелодичные гитарные риффы и соло, крутые или душевные, агрессивные или ироничные. Собственный стиль гитарной игры Акселя Ритта привносит свою свежесть. Крис Больтендаль в своем репертуаре мощен и напорист, массивен и брутален. Песни сильны и выразительны. Альбом впечатлил. Тут и высокий уровень исполнения, и удачные идеи.



Grave Digger - Fields of Blood (2020)

Исходя из посылов немецких ветеранов хеви-метала Grave Digger, на альбоме «Fields of Blood» они замахнулись чуть ли не на успех их всемирно-известной трилогии из альбомов «Tunes of War», «Knights of the Cross» и «Excalibur». Помниться, что-то в таком же эпическом духе обещалось и на диске «Rheingold», но чуда как всегда не случилось, хотя «Rheingold» был и хорош, и весьма хитов. 

Увы, не случилось чуда и на этот раз — при чём, настолько не случилось, что даже на предыдущем альбоме «The Living Dead» были идеи значительно по-ярче. Тут же — сплошной ровный материал. Но и положительные стороны не отметить нельзя. Как и на прошлом альбоме, мы получили «Grave Digger с яйцами» в подаче гитар и ударных, а также вычищенный до блеска, чистый и тяжелейший саунд. Во всём остальном, «Fields of Blood» ничем не удивил, но и порадовал при этом всё теми же мясистыми и помезными хоровыми припевами, отличным не стареющим рыком господина Криса Больтендаля, эпичными широкомасштабными мелодиями в фирменном мелодическом стиле Диггер, ну и, собственно, старыми-добрыми «яйцами в профиль» — гитарными риффами, которые действительно жёсткие, плотные и уверенные в себе.
 
Пресс-релизы альбома были очень многообещающими, но по факту мы получили всего лишь очередную дежурную пластинку Диггер. «Fields of Blood» не презентовав ничего нового, не презентовал и ничего плохого и даже наоборот - на альбоме всё очень даже хорошо. Да, без искромётных хитов на уровне прошлых релизов, но зато на высочайшем уровне вообще, что иной раз главнее, чем наличие тех же хитов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий