POWER

POWER METAL FORCES - HEAVY METAL PORTAL

Pain Of Salvation

Автор рецензий: Евгений "Jackhammer" Молот

Pain Of Salvation - Entropia (1997)

Pain Of Salvation – шведские ветераны прогрессив рока и метала и одна из самых влиятельных прогрессив металических групп на современной сцене, увлекательным и неординарным творчеством добившаяся мировой известности и оказавшая влияние на развитие стиля. В начале 2000х ребята часто упоминаются с такими ветеранами прога, как Dream Theater, Evergrey, Threshold, Symphony X и Ayreon. История самой банды тянется не меньше, чем в далёкий 1984 год, когда будучи ребенком, вокалист и гитарист Дэниэль Гильденлоу основывает группу Reality, годом же рождения "Pain of Salvation" принято считать 1991 год.

 И вот «Entropia» – интересное слово, как и название группы, рассчитанное на то, чтобы слушатель мог задуматься «что же оно значит?». «Entropia»…это нечто особенное с элементами джаза, фанка, психоделики, прогрессив рока, арт рока и даже метала. Подобное смешение стилей в 90х уже активно использовали пионеры прог мета Dream Theater, Fates Warning и Queensryche, поэтому оно не ново. Но, музыку ПОС выделяют мелодическая оригинальность, мрачная, давящая и трагичная, иногда истеричная в проявлении эмоций, даже безумная, а главное - совершенно непредсказуемая. Вокал Гильденлоу очень красив, харизматичен и оригинален. Это один из главных козырей группы, настолько красивый вокал редко встречающийся в проге. Много различных клавишных, акустических партий и драйвовых моментов, хотя сама музыка за средний темп не вылезает, лишь иногда увеличивая динамику гитарных партий. Техничность музыкантов великолепна, а звучание «Entropia», вылизанное до блеска, напоминает прозрачностью и атмосферностью ранний Dream Theater. 

Entropia это некий необузданный, но и строго контролируемый вулкан страстей из мелодий и текстов, в лирическом плане концепт, которого основан на остросоциальной теме распада личных отношений во время войны. Очень актуально, не правда ли?...Диск морально тяжелый и драматический, и диск сильный, интересный и порядочно хитовый, ведь такие его композиции как «Welcome To Entropia», «People Passing By» и «Oblivion Ocean» не смогут оставить равнодушным! Вот так триумфально зарождается легенда прогрессива 90х.

Pain of Salvation - The Perfect Element I

Pain of Salvation - The Perfect Element I (2000)

Третий альбом шведских прогрессив рокеров Pain Of Salvation «The Perfect Element, Part 1» несомненно можно назвать одним из самых лучших и ярких в дискографии группы! Но ещё я бы назвал его одним из самых сложных и «задумчивых» альбомов ПОС. Возможно, даже это один из самых сложных СД для понимания в проге вообще и, прежде всего, это касается мелодической стороны, потому как техническая уже и так сразу ясна, и, я думаю, сразу же даёт о себе представление как о недосягаемом уровне для многих других команд, хотя именно её уровень сложности в уже знакомом стиле Pain Of Salvation – вроде всё просто и обычно, но в итоге оказывается что нас загнали в какой-то дикий лабиринт из которого не существует выхода.

«The Perfect Element, Part 1» очень отличается от предыдущего альбома «One Hour By The Concrete Lake» например эмоциями. В нём истерические нотки прямо-таки превалируют, оставляя позади депрессивность и мрачность являющуюся как бы фирменной фишкой группы. И иногда с этим всё нормально, а иногда Дэниэль Гильденлоу начинает ни с того ни с сего просто невыносимо кричать — это звучит экспрессивно и ярко. В некоторых композициях он неожиданно читает рэпчик, не самое здравое решение, но что не простишь любимым музыкантам:) Вокал Гильденлоу стал намного выше, хотя он до сих пор и старается брать и низкие тона, умудряясь как-то даже иногда порычать, но ранее он всё же был более низкий. Это не то чтобы плохо, но раньше он звучал более жёстко скажем так.

Тексты песен концептуального характера и уж если музыка такая навороченная, то, что уже говорить о её лирике! Шведы пытаются постигнуть человеческую индивидуальность сквозь призму детства и опыта, связанного со взрослением. Чудесно! Тексты впечатляют богатством тем, оборотов и словосочетаний. ПОС в плане текстов одни из лучших в прог метале и это доказывают на практике. Качество записи не обсуждается — оно эталонно. Очень повеселила забавная обложка, не металлическая, но для прога вполне ожидаемая, и всё же вызывающая добрую улыбку и светлые чувства того самого детства, особенно если у вас была сестрёнка или братик.

По общему настрою диск, конечно же, грузит и грузит не по-детски, однако в то же время, он более воздушный и лёгкий, чем «One Hour By The Concrete Lake», и в этом нужно поблагодарить частые инструментальные интерлюдии и просто акустические расслабляющие треки. Хотя можете и из-за этого не пугаться – на альбоме в достатке и дисторшин гитар, и мощных барабанов, а также сильных мелодически гитарных соло партий. Мелодическая сторона пластинки в конкретике…непременно «очишуительна»! Даже под давлением напряжённых технических структур — гудящих и накалывающих атмосферику, лавин эмоций текстов и страстей вокалов, музыка не потеряла в хитовости и цепляемости и проходных моментов в нём вообще нет. Песни очень сильные, выразительные и яркие. Можно найти просто сногсшибательные номера наподобие открывающего «Used», весьма тяжёлого и увесистого «Ashes», самого цепляющего трека «Idioglossia», великолепной «Reconciliation» и широкомасштабного заглавного эпика «The Perfect Element».

...У меня нет сомнений насчёт Перфектности сего альбома. Шведы вышли на тот уровень, когда музыка, не важно хитовая она или цепляющая, музыка покоряет. Впустите её в себя и вы не прогадаете…Их The Perfect Element действительно Пёрфект и один из лучших альбомов группы, более того, это уже классика Пос и знаковый альбом в прогрессив-метале, настолько, что его нужно обязательно включать в ознакомительную с прог металом программу. Вышак!

Pain of Salvation - Remedy Lane

Pain of Salvation - Remedy Lane (2002)

Четвёртый альбом шведских прогрессив металлеров Pain of Salvation явил собой концептуальную работу, посвященную самопознанию через призму человеческой личности, став практически автобиографическим диском композитора и вокалиста Дэниэля Гильденлова. ПОС сейчас на подъёме своей карьеры и их творение потрясающе, безмерно красиво, чувственно и атмосферно. Мы слышим эмоции душевной усталости, грусти, граничащей с чернейшей депрессией, и рефлексии, а тексты песен направлены на философские и духовные темы. На Ремеди автор понимает — некуда бежать. Везде одно и то же «Я», «я», «я»…от которого не скрыться…. 

Как же потрясающ буклет этого диска, состоящий из настоящих фотографий и их проекций, прекрасно отображающий все настроения музыки, являясь некой визуальной частью задумки. Запись несомненно заслуживает самых бурных оваций, она просто шикарна. Вокал Даниэля Гильденлоу на высоте, но ему бы петь более низко, и тогда музыка была бы ещё мощнее, как это было на первых двух работах. Но черт возьми, насколько же его вокал красив и интересен! Не секрет, что вокал в проге чаще всего вообще безэмоциональный, бестелесный призрак, серый и замученный. Голос же Дэниэла в противовес сложившимся и бытующим стереотипам — яркий, харизматичный, сочный оригинал мужчины-лидер, несмотря на всю свою душевность и эмоциональность, с твердым внутренним стержнем. Что конечно же только в лучшую сторону отличает Гильденлова, как выдающегося вокалиста в прогрессиве. 

Сыграно очень виртуозно, но доходчиво и без лишних движений – рваный ритм если есть, то исключительно в целях необходимых, и в основном ритм все же ровный, перемежающийся с полностью акустическими переходами. Сложная прогстерская мелодика в куплетах, в припевах перерастающая в запоминающиеся и цепляющие темы, ну и, конечно же, качество и богатство аранжировок — высочайшего уровня. От стандартной хеви метал основы шведы отходят, позиционируя ритм-секцию на тягучую с виду альтернативную или думовую основу, хотя к их специфической мелодике отношения и не имеющую. Альбом состоит из трёх частей, в которых находится по несколько песни. Первая часть — красивейшие, прозрачно-проговые вещи с сильным влиянием арт рока. Вторая — самые тяжелые и металлические. И третья — с типично прогстерской фишкой в заглавном инструментальном номере, повторяющем одну из вещей первой части, а также наличием самой длинной и эпической заключительной композиции альбома «Beyond The Pale». Цельность материала впечатляет, всё так плотно и сильно, что ничего не приходит в голову выделить — всё в альбоме чудесно и восхитительно. 

Ремеди Лейн и есть по сути тот костяк, вместе с предыдущими шедеврами, сделавший группу одной из ведущих на прог сцене современности. Сильнейший пласт, без которого прог метал невозможно сейчас и представить, без которого он не был бы таким богатым. Своим драматичным и мрачным мелодическим стилем ПОС создали пример для многих других прогстеров. Dream Theater, Queensryche и Fates Warning исконны и первозданны…А Pain Of Salvation хорошо известное старое и нечто уникально новое, эффектное и оригинальное в своей проникновенности и душещипательности, от мрака и безысходности которого хочется застрелится… Невозможно отказаться и пройти мимо этого и других альбомов группы. Таких приятных и таких болящих…

Pain of Salvation - One Hour by the Concrete Lake

Pain Of Salvation - One Hour By The Concrete Lake (1998)

Второй альбом шведские прогрессивщики выпускали уже на ведущем прог-лейбле Inside Out, за что я могу только возрадоваться, так как музыканты попали в надёжные руки. Образовавшаяся из-за гитариста Дэниала Магдика брешь в составе была закрыта с помощью Джона Халгрена. Альбом носит концептуальный характер, связанный с ядерной физикой, и вместе с уникальной музыкальной составляющей погружает с головой в его мрачные и психоделические картины. Аранжировки и звучание перетерпели ряд изменений в сравнении с дебютным альбомом, делающим упором на творчество Dream Theater, в связи с чем, и подаются и звучат они заметно иначе, более массивно и масштабно, и в целом, чувствуется немалое развитие группы, как с мелодической стороны, так и с технической. Ребята действительно  «Прогрессируют»! Музыка заметно повзрослела, словно крепкий лиственный чай, которому дабы приобрести все свои ценнейшие вкусовые характеристики нужно дать остыть и настояться. Вот так же и Pain Of Salvation ещё более сильно прониклись какой-то неземной атмосферностью и чувственностью. 

Перед нами во всей красе теперь раскрывается известная на весь мир самобытная и узнаваемая шизоидность POS. Немаловажную роль в этом сыграл и великолепнейший вокал Дэниэля Гильденлоу, мастерски переходящего с высоких и пронзительных вокальных партий на предельно низкие и хриплые. Стиль группы то словно подвергается дикому шторму, то успокаивается подобно мягкому приливу, переливаясь из классических прогрессив-роковых направлений в стилистику метала. Иногда эмоции в музыке зашкаливают до пиковой точки, нагнетая чуть ли не до физического ощущения истеричности и отчаяния. Достигнув пика, они затихают. 

Чтобы понять этот альбом, его нужно... понять! Хотя музыканты и не стараются показать насколько они виртуозны, умело и профессионально орудуя клавишными и гитарными партиями. Про хиты они не забывают и из самых хитовых песен я бы выделил мощную открывающую композицию «Inside», следующий за ней тяжёлый и мрачный номер «The Big Machine» и кульминацию всей пластинки, заключительный боевик «Inside Out». 

Начиная с этого диска группа поднялась на вершину прогрессивного рока и метала современности, благодаря его тёмному и, можно сказать, даже авангардному содержанию прослыв как команда уникальная, необычная и не похожая на другие коллективы в этом стиле. Да и сам альбом в принципе, действительно очень интересен, мелодически силён и нестандартен, а также обладает особенной атмосферностью. "One Hour By The Concrete Lake" можно вполне считать одной из лучших пластинок в прогрессиве, рекомендуемой для знакомства как с группой, так и со стилем вообще.

 Pain of Salvation - BE

Pain of Salvation - BE (2004) 

Восьмилетний прогрессив металл марафон шведская группа Pain of Salvation закончила на рассматриваемом альбоме 2004 года. Прилежно следящие за ПОС поклонники, возможно знали, что эти уникальные ребята что-то такое все же вытворят или сгинут во тьме, которую они настырно источали с начала своего пути...Но не сгинули ли они во тьме как раз выпустив «Be»?…

На своем пятом альбоме шведские прогрессивщики соединяют масштабный текстовый концептуализм и широкое богатство музыкального материала. Выйдя из кузнецы прог метала, шведы уверенно заступают на путь симфонического прогрессивного...рока. Дэниэль Гильденлоу впечатляет вокальными гранями и широтой своей эмоциональности, диапазоном и красотой исполнения. Его дополняют концептуальные разговоры, отрывки слов и фраз, всевозможные звуки на заднем фоне, что в плане концепции и для любителей подобного — манна небесная. И что соответственно для других — издержки жанра. Сюда же и некие амбиентные шумы, создающие плотную атмосферу. Фолковые элементы?! Представьте себе! Не так чтобы рясно, но есть. По своей широте, глубине переживаний и смысловой нагрузке, как концептуальный-рок, альбом вызывает в памяти даже великий «The Wall». Особенно теперь без металических элементов, тяжёлых запилов или скоростных переходов. Даже больше арт рок, лишь изредка обращающийся к сменам ритма. 

Помните когда-то Pain Of Salvation ценился за потрясающие и захватывающие за живое мелодии, ни с чем несравнимую атмосферу и живые эмоции? Помнит и ПОС, не изменяя в этом плане ни себе, ни людям, и при этом, демонстрируя на ряду с высоким композиторским талантом, еще и талант рассказчика. Шведы со знанием дела рассказывают истории существования Бога и человечества. Истории поучительные, мрачные и философские. Те, кто знают, что такое группа ПОС не по наслышке, знают также что ее музыка простой не бывает. Альбом наскоком не поймешь и «не пройдешь» — теперь лишь набраться терпения и отложить все дела в сторону. Или все же можно и по другому? Например, есть на альбоме и композиции «живые», которые можно назвать хитами! Они напоминают предыдущий альбом «Remedy Lane» — акустический атмосферный фолк «Imago», рвано-динамичный прог роковый шедевр «Lilium Cruentus», рассеянно душевнобольная «Dea Pecunae» и сногсшибательно красивая «Iter Impius» с восхитительным припевом. 

Построим некую цепочку: срываемся с катушек на дебютном альбоме «Entropia», на втором диске «One Hour By The Concrete Lake» депрессируем, пока третий СД «The Perfect Element» не натянет наши нервы как струны, на четвёртом опусе «Remedy Lane» ловим рефлексии, а на «BE» — принимаем неизбежную реальность, жестокую и невыносимую, реальность Бога и человека, реальность, в которой придётся жить…

Pain of Salvation - Road Salt One

Pain Of Salvation - Road Salt One (2010)

Седьмая работа шведских звёзд прогрессивного рока и метала PAIN OF SALVATION и удивила, и порадовала, и расстроила… Всё же после экспериментально-рокового альбома «BE» я так и не сдался, веря, что шведов «попустит» и вышедший следом «Scarsick» не станет для них укреплением рок вместо метал-линии. Но он-таки стал подобным укреплением и, вообще, снова «всё как в безду сорвалось»... Стиль исполнения группы в очередной раз сместился теперь с прогрессив рокового направления на «какое только не роковое».

 Как и обложка альбома в стиле 70-х, так и музыка представляет собой олдовый блюз/арт/классик рок! Разве что с типичными, узнаваемыми и оригинальными мелодиями ПОС. Как и ранее музыка этих шведов сильна и проникновенна в мелодическом и эмоциональном планах, грамотна и социально-ориентированна в текстовой составляющей, технически идеально выверена и виртуозна. В ней много душещипательных клавишных партий, неожиданно-ревущих гитарных дисторшинов, и конечно же гениального вокала Daniel’а Gildenlöw’а… много, да он везде, его голос раскрывается ещё более широко и заполняет всё! ПОС превращаются как будто в вокально-ориентированную группу, когда остальные музыканты подыгрывают вокалу и во главе угла стоит… ВОКАЛ. 

И это сначала поражает и приводит в шок, но потом…потом понимаешь, что ПОС великолепны опять и снова. Ну и старой группы конечно же на этом альбоме уже нет. Да, это классный ретро рок, тонкий и драматический ранний Genesis, разудалый и отвязный Led Zeppelin и бьющий прямо в лицо Queen! И всё это с харизмой и шармом ПОС. Но я не знаю, на что претендуют эти ребята. В какую нишу они лезут с этим альбомом….эти места уже все заняты…их песенка спета…не ими… Много, много лет назад. Вылезти из ниши, в которой ты был одним из королей прог метала, чтобы стать банальным подражателем неповторимого...? Смело, но смысл?

 Альбом естественным образом «удаётся» шведам на ура. Еще бы этим опытным супер профессионал что-то вообще не удалось бы…Он безусловно хитов и силен. Ведь что в таком стиле главное — вокальные мелодии и гармонии вообще. Вокал потрясающий, за годы подсевший, но с таким материалом звучащий великолепно. А мелодии — всё те же фирменные сильнейшие POS-мелодии, но эдак упрощенные в тысячи раз, доведенные до простоты радио-формата, граничащей с…нет, не буду произносить этого слова. Они не такие. И надеюсь, что не будут!

Но все-таки уже частично — коммерческие. В этом их радио-роке есть призраки коммерческой ноток позднего Genesis. Но, попытка «подыграть» известным и популярным лично по-моему мнению группе удалась на славу. Она успешно реализовала свою то ли детскую мечту стать шведским дженезисом и цеппелином, то ли тогдашнее состояние души музыкантов… А вот зачем это было делать под вывеской POS, вопрос другой…

Комментариев нет:

Отправить комментарий