POWER

POWER METAL FORCES - HEAVY METAL PORTAL

Stratovarius

Автор рецензий: Евгений "Jackhammer" Молот


Stratovarius - Fright Night (1989) 

В бурном эпосе рождения пионеров финского пауэр-метала, группы Stratovarius, корнями уходящих в глубины 1984 года, встречаются ударник и вокалиса Туомо Лассила, гитарист Стэффан Стрелман и басист Джон Виерве, объединенные в семейство Black Water. События начинаюьт бурно изменяться в 1985 году, когда в коллектив приходит мастер Тимо Толкки, сменивший Стрелмана на посту гитариста и принявший на себя роль вокалиста. Эпические перипетии ведут к переименованию Black Water в Stratovarius из слов Stratocaster и Stradivarius, а Толкки, взяв на плечи груз руководства, начинает владычествовать над созданием музыкального дебюта, долю творения текстов оставляя Лассиле. В недрах первородного творения, вышедшего в мае 1989 года на мэйджор-лейбле CBS, вечно течет мелодия Толкки и Лассилы, воссоединившихся с басистом Юрки Лентоненом и клавишником Антти Иконеном.

Дебютный альбом Stratovarius представляет собой классический пример английского хеви-метала, который не привязан ни к пауэр-металу как отдельному жанру, ни к финской школе хеви-метала с ее уникальным подходом и мелодикой. Этот опус можно охарактеризовать как синтез различных влияний, с корнями в олдскульном английском хеви и примесями гитарной неоклассики и клавишных для создания атмосферы. Вокальная часть, в исполнении Тимо Толкки, хоть и приятна на слух и узнаваема, но пока еще звучит скромно по эмоциональному насыщению и отличается относительной однообразностью по технике исполнения. Такое впечатление несет и техническое исполнение остальных музыкантов, которое звучит довольно простым и однообразным. Прослеживается неуверенность и монотонность, и даже самые выделяющиеся из песен не вызывают ярких эмоциональных откликов. Однако несмотря на это, заглавная "Fright Night", где группа экспериментирует с изменениями ритма, а также динамичные боевики "Night Screamer" и "Future Shock" приятны к прослушиванию и олицетворяют олдскульный характер группы. В то же время, инструментальные произведения "Fire Dance" и "Goodbye" остаются в тени, лишённые яркости и оригинальности.

В целом, альбом представляет собой скромное начало, безусловно не являющееся вершиной творчества группы. С последующими работами Stratovarius этот материал несравним, как и не претендует он на какую-то высокую планку в жанре. Тексты песен не исключение: они примитивны и банальны, не несут в себе глубины и оригинальности. Звучания оставляет желать лучшего, оно крайне скромно и недоработанно. Нельзя найти на этом альбоме и тех характерных черт, которые позднее станут олицетворять коллектив. Вместо этого здесь представлены скорее наброски и недоработанные идеи, отражающие восприятие хеви-метала 80-х годов со стороны музыкантов, которые только начинали свой путь в музыкальной индустрии. Этот альбом стоит рассматривать снисходительно, как первый шаг, трамплин, с которого группа впоследствии взлетит к новым высотам творчества. И в этом отношении второй альбом "Twilight Time" уже продемонстрирует заметный прогресс и приближение к настоящему звучанию Stratovarius, которое мы увидим в более поздних работах, начиная с 1992 года.

Stratovarius - Twilight Time (1992)

Первый смертоносный удар по планете Земля легендарные пионеры финского хеви-метала Stratovarius нанесли в 1992 году с выпуском второго альбома, изначально скромно называющегося "II", а впоследствии перевыпущенного под названием "Twilight Time". Именно с этого альбома принято считать рождение настоящего Stratovarius, который мы можем слышать и по сей день. Существует два лагеря фанатов коллектива с Тимо Толкки на вокале и с Тимо Котипелто. Однозначным фактом является то, что именно на этом альбоме у группы впервые проявляется фирменная мелодичность и подача, которые впоследствии уже корректировались исходя из прогрессирования таланта Тимо Толкки, который, кстати, сам сочинил всю музыку и сыграл партии бас и лид гитары. Тексты песен написал ударник Туомо Лассилла и это действительно отличные тексты, атмосферные, художественные и гармонично подходящие музыке.

На фоне "Twilight Time" дебютник 89 года это какой-то дикий анахронизм, что собственно и не удивительно, учитывая, что группа существует с 1984 года. Стратовариус на "Twilight Time" это совершенно другая группа, черпающая вдохновение у такого признанного мастера гитарной неоклассики, как Ингви Мальмстин, и апологетов пауэр-метала Helloween. Группа соединяет их наработки со своим хеви-металом с присущей финской школе специфической мелодичностью, на выходе выдавая уникальный продукт. Вообще, "Twilight Time" и последующий "Dreamspace" это два самых атмосферных альбома группы, холодных и отстранённых, почему и уникальных. Потом много лет спустя Толкки с огромной теплотой вспомнит этот период как для него очень особенный. 

Атмосфера атмосферой, а реализован альбом великолепно. Он и идеально звучит, мощно и сочно, и сыгран технически идеально, очень разнообразно, со сложными и интересными аранжировками, в которых не маловажную роль занимают клавишные партии Антти Иконена, удачно дополняющие атмосферу, и наконец-то спет харизматичным, оригинальным и очень душевным и выразительным вокалом Тимо Толкки. Казалось бы, что в его вокале нет ничего особенного, но как автор своей же музыки, именно он знает как спеть особенно проникновенно и выразительно. Его пение душещипательно, драматично и особенно ярко на наиболее хитовых композициях, таких как напористые хеви-металы "Break The Ice" и "Madness Strikes At Midnight", атмосферный эпик "Twilight Time" и скоростные Киперо-подобные пауэр метал боевики "The Hands Of Time" и "Out Of The Shadows", которые и по сей день остаются одними из самых любимых у фанатов Stratovarius. 

"Twilight Time" это несомненно классика финского и мирового хеви-метала, истоки финской пауэр-метал школы и альбом, который оказал значительное влияние на финскую школу в аспекте атмосферности и мелодизма. Альбом крепкий и интересный. Первый настоящий успех группы!

Stratovarius - Dreamspace (1994)

На третьем альбоме пионеров и ветеранов финского хеви-метала Stratovarius "Dreamspace" произошел дебют нового басиста Яри Кайнулайнена, который участвовал в группе вплоть до альбома "Stratovarius" (2005) включительно, и ударника Сэми Куппамаки, после которого он ушел из группы. Также "Dreamspace" это последний альбом на вокале лидера и гитариста группы Тимо Толкки, уступившего это место впоследствии вокалисту Тимо Котипелто (впоследствии Cains Offering). Практически все тексты и музыку сочинил Толкки в отличие от прошлого альбома, где с текстами помогал ударник Туомо Лассила. На "Dreamspace" можно сказать, что заканчилась некая глава в творчестве коллектива и не только за счёт того, что это последний альбом, где поёт Толкки, но и по музыкальному содержанию, которое в дальнейшем стало в разы более скоростным и пауэрным.

Развитие атмосферных идей прошлого альбома Тимо Толкки приводит к тому, что "Dreamspace" это самый атмосферный и навороченный альбом Stratovarius за всю их историю, так как половина альбома состоит из самого настоящего размеренного прогрессив метала, вполне себе впечатлённого ранним творчеством пионеров прогрессива Dream Theater. В таких многоуровневых композициях как "4th Reich", "Eyes of the World", "Magic Carpet Ride", "Tears of Ice", "Dreamspace" и "Thin Ice" прямо так и слышится высокая интеллектуальность и интеллигентность Театровских "Images And Words", да и присутствуют постоянные смены ритма и общая прогстерская подача ко всему прочему. И Толкки в проге непременно хорош, великолепный технарь, но ещё лучше - автор песен. Мелодизм его прога просто зашкаливает. Это сильнейшие песни, мелодически очень оригинальные и свежие, уступающие "Images And Words" разве что за счет меньшего количества наворотов.

Но это конечно совсем не тот Stratovarius, который был даже до "Dreamspace", не говоря уже о том, который будет после. А после прогрессив Толкки упроститься до масштабных эпиков, ещё более мелодичных, атмосферных, но мелодически к прогу не имеющих отношения. Уже и на "Dreamspace" есть подобные эпики и это например такие величественные композиции, как "Abyss" и "Wings of Tomorrow". Всё это вообще очень сильные, выразительные и атмосферные композиции, уровень мелодизма, оригинальности, техничности и подачи которых несравнимо выше, чем на предыдущих альбомах группы.

А вот самыми хитовыми песнями ожидаемо получились прямолинейные, забойные и скоростные Киперо-подобные, но и по Стратовски фирменные пауэр-метал боевики "Chasing Shadows", "We Are the Future" и "Shattered", динамичный и особенно агрессивный хеви-метал "Reign of Terror" и ещё одна довольно самобытная разработка Толкки на основе ультра мелодичного и душевного хард рока и хеви-метала в одном флаконе "Hold on to Your Dream". Эти песни и лягут в основу будущего творчества Stratovarius, что, как показала история, приведет его к ещё большему успеху и почитанию.

"Dreamspace" грандиозный и великолепный альбом, лучший альбом группы на то время и один из лучших её дисков и по сей день. Столько хитов, одни сильные песни, огромное песенное разнообразие вообще, идеальная запись и техничность - в этом альбоме буквально всё замечательно. И что немаловажно, песни с "Dreamspace" чертовски цепляют. Ту же "Chasing Shadows" я с удовольствием прокручиваю всё ещё спустя многие годы, а прекрасное, харизматичное и редкое в хеви-метале пение Толкки делает этот альбом еще более ценным. Это действительно музыка на века!!!

Stratovarius - Fourth Dimension (1995)

...Если бы четвертое измерение существовало, то это значило бы, что возле нас находится какое-то другое пространство, о котором мы не знаем, не видим и не можем в него перейти. А возможно, что мы уже в него и проникли, но пока что не поняли этого. Некоторые физики считают четвёртое измерение нематериальным и эфемерным. Фантасты предполагают, что это реальность, которая существует одновременно с нашей, но независимо от неё. Параллельный мир, события в котором происходят по-другому, а сам он отличается от нашего мира, как в деталях, так и в целом...

Одно из таких измерений открыл в 1995 году лидер, гитарист и вокалист финских пионеров хеви-метала Stratovarius, Тимо Толкки, когда решил дать своему детищу нового вокалиста, на то время никому еще неизвестного, но очень талантливого Тимо Котипелто, закончившего консерваторию по поп/джаз вокалу. Как иногда бывает, скромный парень сходу заслужил нескромную славу, став одним из лучших вокалистов пауэр-метала, эдаким Михаэлем Киске из Финляндии. Именно Киске он и напоминает, при этом, обладая и своим, совершенно оригинальным, мега харизматичным и сильнейшим тембром голоса. Котипелто стал своего рода эталоном вокала в современном финском пауэр-метале, взяв за основу истины, воздвигнутые в 80х Киске, в виде высокого, заливистого и протяжного пения. Котипелто это и символ, и душа группы.

"Fourth Dimension" звучит и как логическое продолжение предыдущих работ с Тимо Толкки на вокале, в чём немаловажная заслуга его бэк вокала, и как нечто совершенно новое, обладающее уже своей химией и подачей, яркой, живой, мощной и уникальной. Stratovarius теперь ещё более энергичный и открытый слушателю, а его материал проще и без прогрессива как стиля, который преобладал на прошлых альбомах. Корни группы всё ещё узнаются и на "Fourth Dimension", но в то же самое время всё звучит на порядок интереснее и захватывающе. Группа буквально гасит хит за хитом на первых трех композициях "Against the Wind", "Distant Skies" и "Galaxies", золотой классикой и группы, и финского пауэра в целом. Потрясающие композиции, невероятно яркие, цепляющие и выразительные! Потом же музыка звучит как сумрачный и колкий Стратовариус образца "Twilight Time", но с вокалом Котипелто. В ходу все те же фишки "Twilight Time" в виде ледяной атмосферности и самобытной мелодичности, находящих свою форму в инструментально стандартном наборе из скоростных Кипероподобных пауэрных боевиков и затягивающих хеви-метал эпиков. 

В итоге, группа достигает идеального баланса между новым, взрывающим мозг невероятными красками и эмоциями Пауэр металом, и изначальным атмосферным музлом, тем самым третьим измерением Тимо Толкки, в котором он всё ещё как бы одной ногой. И вот "Fourth Dimension" это ещё одна яркая победа финских монстров хеви-метала, одна из лучших работ группы, удачный задел на будущее и классика финского хеви-метала на века!

Stratovarius - Episode (1996)

Это был "Episode", во время которого пионеры финского хеви-метала Stratovarius окончательно преобразовались в новых Stratovarius, освободившись от вязкого мелодизма ранних работ и став хеви-металлистами, что называется "без соплей". Вряд ли это было ново, потому как группа и на прошлом диске "Fourth Dimension" уже играла с абсолютно новой химией, невероятно самобытной, яркой и эффектной. Но факт остаётся фактом - лидер и гитарист коллектива, Тимо Толкки, задвинул куда подальше свою финскую депрессию, вжарив мощным и забойным пауэр-металом... 

Настолько вжарил, что первых два скоростных боевика "Father Time" и "Will The Sun Rise" звучат как настоящий Киперский пауэр-метал от Helloween, лучше которого может быть только оригинал. Потом, однако, ситуация дала резкий крен в привычный и драматически солидный Stratovarius, в духе которого и выполнен весь альбом. Что же до этих двух весельчаков, то они стали по сути последними в творчестве группы подобными вещами, после которых лидер и гитарист Тимо Толкки всё же стал более разумно подходить к дозе веселья. Хотя, сами по себе песни отличнейшие и мега хитовейшие! Что же до остального материала, то он, как не странно, хитов уже не настолько.

Фишка в том, что начиная с третьего альбома группы "Dreamspace", она выпускала работы, каждая из которых вполне заслуживала звания одной из лучших пластинок. Вот и сейчас, Stratovarius, теперь весь в стальных мышцах и с окрепшим духом, выдал работу совершенно равноценную прошлым сильнейшим альбомам. Это был самый удачный период в творчестве финских ветеранов. В нём просто невероятное количество уверенности в подаче, глубины в мелодиях и ощущение молодости, когда тебе всё по плечу. С этим альбомом Stratovarius в очередной раз доказали, что являются лучшими в пауэр-метале Финляндии. Настоящий символ финского пауэр-метала!

Stratovarius - Visions (1997)

Шокирующие предсказания французского алхимика Мишеля Нострадамуса уже несколько столетий тревожат умы историков и рок музыкантов. После катаклизмов, пожаров, волнений и пандемии коронавируса человечество сложно чем-то удивить, но предсказания Нострадамуса продолжают поражать. Приобщились к вопросу изучения этой исторической личности и пионеры финского хеви-метала Stratovarius, выпустившие в 1997 году концептуальный альбом "Visions".

Выпустив череду успешных пластинок, на "Visions" у группы открывается новое творческое дыхание, в следствие чего, начинается самый удачный период в их творчестве, пик самого высочайшего творческого потенциала, когда энергия в подаче бурлит потоком, а химия гармоний как никогда подчиняет слушателей. Примечательно, что открывается альбом не по стандартной схеме скоростным боевиком, а на удивление атмосферным, романтичным качёвым хеви-металом "The Kiss of Judas", напоминающим по духу задумчивый и таинственный Stratovarius начала 90х. Затмение уходит когда финны врываются величественным симфо пауэром "Black Diamond" и скоростным и мясистым пауэром "Forever Free". Дальше как по школьным правилам: эпики, баллады, инструменталы, пауэр-метал...Всё очень ладно, правильно и красиво: идеальная техника исполнения и мощнейшее звучание, харизматичный, оригинальный и сильнейший вокал Timo Kotipelto, высоко художественные тексты и прочее, и прочее. Идеальный, тотально хитовый Stratovarius! Круче не придумать!

 Великолепные прошлые альбомы послужили плацдармом к вступлению Stratovarius на трон короля финского пауэр-метала и выпуску группой стольких гениальных работ. И рассматриваемый диск это величайшая работа для всего мирового хеви-метала. "Visions" и последующие два "Destiny" и "Infinite" это самые любимые диски фанатов. Будучи типичным финским пауэр-металом и Stratovarius, альбом неординарно хитов, ярок и цепляющ. Пауэр-метал, проникающий в самую душу.. 

В 2005 году немецкий журнал Rock Hard врёс альбом в список "500 Величайших Рок и Метал альбомов всех времён", американский журнал Loudwire - в список "Топ 25 Пауэр Метал Альбомов Всех Времён", а английский журнал Metal Hammer - в список "10 Главных Пауэр Метал Альбомов." И если в национальном финском чарте "Visions" продержался 23 недели на 4м месте, то в нашем сердце он останется всегда!

Stratovarius - Destiny (1998)

Седьмой альбом легендарных пионеров финского хеви-метала Stratovarius записывался в Finnvox studios, так что за качество звучания волноваться не приходилось, мелодически представляя собой наихитовейшее продолжение предыдущего шедевра «Visions» и в целом, материал с фирменным мелодическим почерком группы. При том, что Destiny это логическое продолжение предыдущего творчества, это просто потрясающий альбом! 

Чего стоят одни только баллады «Years Go By» и «Venus In The Morning», которые и раньше маэстро Тимо Толкки, гитаристу и лидеру группы, давались на ура, а тепер ещё красивее и душевнее. Из тяжёлых композиций нельзя обойти стороной шикарную десятиминутную вещь «Anthem Of The World», поражающую симфонической составляющей в виде ведущей мелодии исполненной на скрипке, и шокирующую атмосферикой титульную «Destiny». Ну, а такие забойные боевики, как «Rebel», «Cold Winter Nights» и «S.O.S.», входят в список лучших скоростных вещей коллектива. Король же пластинки на мой взгляд это душещипательный хеви-метал «Playing With Fire» - средне темповый шедевр, отличающийся повышенным драйвом и особенно мрачной атмосферой. Несомненно, выигрышным шагом для банды стала и тягучий чувственный и проникновенный эпик мегахит «4000 Rainy Nights». 

 «Destiny» это один из тех китов, на котором держится величие коллектива. Один из самых лучших дисков в истории группы. Чистая классика!

Stratovarius - Infinite (2000)

С выпуском пионерами финского хеви-метала Stratovarius альбома "Infinite" закончился классический этап в творчестве коллектива, в течении 10 лет буквально бомбившего фанатов сильнейшими альбомами, каждый из которых заслуживал звания лучшего, а потом после "Infinite" всё резко поменялось. Классическая и уникальная химия и гармонии группы в последний раз прозвучали именно на "Infinite", который по заложенной группой фантастической традиции прошлых альбомов стал также тотально хитовым диском. 

Пожалуй, тут без субьективизма и не обойдешься! Ведь по другому и не назовёшь то, что например на мой взгляд именно на альбоме "Infinite" группа выдала сразу три подряд свои лучшие вещи в творчестве: "Hunting, High And Low", "Phoenix" и "A Million Light Years Away". Уму не постижимо насколько высоко и далеко шагнул творческий мозг коллектива, создавший эти три вечных шедевра хеви-метала. Столько души и творческой силы, как в этих композициях, финны еще просто не выдавали ни до, ни после альбома  "Infinite". Но в этом альбоме гениально абсолютно всё, ибо и остальные композиции это хиты не меньше уровня хитов с предыдущих альбомов. Тут же и пик великолепного и несравненного вокала Тимо Котипелто, харизматичного, оригинального и сильнейшего, да и всей остальной группы, наполненной мощнейшей энергетикой, искрой и изюминкой. 

"Infinite" это альбом, впитавший всю мощь творческого наследия и потенциала группы и по своему уровню составляющий компанию двум предыдущим, особенно сильным дискам "Visions" и "Destiny". На мой взгляд, они все трое как родные братья, неразрывные и одноликие. Звенья одной великой победоносной цепи. Ведь только представить - это было лучшее время финского пауэр-метала, королём которого был именно Stratovarius. Как не печально, но факт - вместе с угасанием Stratovarius, угасал все последующие годы и весь финский пауэр. "Infinite" это золотое наследие мирового пауэра и славная глава в истории пауэра финского. Шедевр и последняя классическая работа группы. 



Stratovarius - Intermission (2001)

Да уж это действительно сборник, полноценным альбомом этот релиз не назовёшь. Но и тут есть чем поживится преданным фэнам, другим же эта работа ни к чему. Самый большой интерес представляют три новых трека. Это просто отборнейшие творения, если бы они находились в каком-нибудь альбоме, то уже набрали бы 100500 баллов, независимо от другого материала. 

Итак, это открывающая «Will My Soul Ever Rest In Peace», которая отличается в лучшую сторону своей не типичностью. Изменяющийся ритм и чумовой припев дают поводы думать, что у Стратов ещё всё впереди! Вторая композиция это суровый средне темповый номер «Falling Into Fantasy», подходящий мелодически под такие альбомы как «Destiny» и «Infinity». Ну и самое большое лакомство для пауэрмэнов это бешенный боевик «Curtains Are Falling». Я бы не сказал, что это что-то уж совсем нестандартное, но на прозвище стопроцентного хита тянет великолепно. Четыре баллады довольно пространны и это уже, как говорится, без меня. Под них хорошо спать, хотя для фона они и не так уж плохи. Концертный вариант песни «Hunting High And Low» выглядит здорово, показывая, что на концерте коллектив звучит мощно и тяжело, в этом можно убедится, также послушав двойной концертный альбом «Visions Of Europe».

На альбоме есть связка каверов : «Bloodstone» авторства Judas Priest – золотая классика, звучащая в руках таких профи, как наши финны, оживает и сверкает вновь. Рэйнбовский «Kill The King» тоже смотрится вполне сносно, хотя и не настолько удачно как это сделали Primal Fear. Третий кавер это «I Surrender», опять-таки, от Рэйнбов. Не очень хорошо удалось Котипелто спеть её, ни задора ни мощи, которая была присуща Джо Линн Тёрнеру. Наконец, четвёртый кавер – «Blackout» от Скорпов. Такую песню вряд ли можно испортить, так что максимум баллов за неё точно можно поставить. 

 В целом, свою задачу «Intermission», как сборник, выполняет с лихвой, и в том, что он обязательно нужен всем поклонникам банды сомневаться не приходится.

Stratovarius - Elements Pt.1 (2003)

В 2003 году легендарные пионеры финского хеви-метала Stratovarius выпустили два альбома, обьединённых темлй стихии огня и воды, которые заняли второе и четвёртое место в финском национальном чарте, что говорит о их несомненном коммерческом успехе. Но как часто бывает, за взлётами в чартах стоят предыдущие великие свершения, которых у Stratovarius хватало сполна. 

«Elements Pt.1» не лучший альбом группы, но и не самый худший. Симфонические аранжировки несколько простоваты, лидеру и гитаристу коллектива, господину Тимо Толлки, ещё далековато до монстров симфо метала направления, скажем Therion или Dimmu Borgir. Да и хитов на альбоме не так уж много. Стоило бы озаботиться тем, что вокал мистера Тимо Котипелто, который ещё на прошлом диске «Infinite» мог похвастаться широчайшим диапазоном, явно ослаб, а наличествующий материал заставил его надрываться и не по его силам излишне высок, фирменная же химия в подаче и глубина мелодий группы практически утрачены. И это самые большие проблемы альбома, звучащего как бледное подобие ранее великой группы. Разочаровал излишне лёгкий и воздушный саунд, а пауэр-метал как стиль практически сошёл на нет, уступив хеви-метал эпикам. 

Дабы усложнить себе и людям жизнь, Толлки вообще вспоминает начало 90х и снова идёт на внесение элементов прогрессива в музыку. И опять тут возникает вопрос – кому это надо после стольких пауэр-метал шедевров?...Тем не менее, песня «Eagleheart» - это действительно шедевр, несмотря на явную схожесть с «Hunting High And Low». Вопрос в другом - кроме этой, единственной композиции, на альбоме просто не за что зацепится: среднетемповые вещи слишком пространны, а быстрые - вторичны. А взять, например, пауэр боевики "Learning To Fly" и "Find Your Own Voice", то они же совершенно стандартны и предсказуемы.

"Элементы 1" остаются для меня и по прошествии лет спорным альбомом. Stratovarius уже не те, что раньше. В их мелодиях и игре не чувствуется внутреннего стержня, зато сквозит разрозненность. Уже тогда чувствовалось, что этот состав себя исчерпал и не может реализовать на должном уровне все творческие амбиции его создателя, Тимо Толкки. Кризис сквозит во всём, что делает группа. С другой стороны, это всё же хороший альбом высокого мирового уровня, большинству рядовых исполнителей хеви-метала который и не снился, но в рамках дискографии группы - он явно вызывает споры и дискуссии. 

Stratovarius - Elements Pt.2 (2003)

Вторая часть псевдо-концептуальной дилогии пионеров финского хеви-метала Stratovarius "Elements" о стихиях огня и воды вышла в один и тот же год вместе с первой частью. Здесь все минусы прошлой несколько спорной части были учтены и, собственно, исправлены. Что сразу замечаешь, так это утяжелившийся звук. Никакой воздушности или парящей лёгкости первых Элементов и в помине. Наоборот, всё напористее и тяжеловесее, хотя и по-Стратовски возвышенно. Вокал Тимо Котипелто, к сожалению, местами излишне высок, но поёт уже более уверенно и сильно, не говоря о том, что по прежнему оригинально и харизматично. Котипелто  делает свою работу теперь более разнообразнее, при том, что его голос как не крути, но с годами-таки подсел. Гитарные партии Толкки довольно вторичны и наводят скорее на воспоминания о предыдущих альбомах, чем о чем-то новом, но зато благодаря например его пробивным риффам группа звучит мощно и без былой уникальной химии 90х.

Вокальные мелодии к счастью оригинальны и свежи. Во-первых, они в Стратовском фирменном мелодическом стиле, а во-вторых, в них чувствуется свежесть и новизна, чего нельзя было сказать о предыдущем опусе. Из самых удачных композиций я бы выделил «Alpha & Omega», несмотря на роль открывающего трека, тягучий и приправленный мощными и атмосферными оркестровками эпик, настраивающий на величественный и степенный лад, очень чёткий и напористый хеви-метал боевик «I Walk To My Own Song» с особенно драйвовыми риффами и цепляющим припевом, стремительный и скоростной пауэр боевик «I`m Still Alive» как фирменное Стратовское рубилово, драматичная баллада «Seasons Of Faith's Perfection» с очень красивым припевом и ещё один тягучий и мощнейший эпик «Awaken The Giant», явно черпающий вдохновение у Black Sabbath. 

Как видно - хитов совсем не мало и это действительно хиты. Другой вопрос, что вообще ни одна из представленных на альбоме песен всё равно не дотягивает до лучших вещей коллектива, ведь даже на первой части Элементов был такой выдающийся шедевр пауэра, как "Eagleheart". При том, стоит не забывать, что группа так и не вернула своей самобытной подачи, звуча довольно обыденно и стандартно. Но Вторые Элементы вызывают и позитив, являясь альбомом и качественным, и хитовым, благодаря и чему в рамках прошлого творчества - добротной рабочей лошадкой группы, которая вновь и домчала её на высокий уровень как минимум. Альбом с хорошими и Стратовскими мелодиями, но без глубины мелодизма 90х. Так что частично группа всё-таки реабилитировалась, но какой ценой: уже в следующем году между Толкки, Котипелто и ударником Йоргом Михаэлем произошел раскол, а Толкки мучимый биполярным расстройством загремел в психлечебницу.

Stratovarius - Stratovarius (2005) 

2003 год у финских пионеров хеви-метала Stratovarius проходит под знаком дилогии альбомов "Elements", занявших первые места в национальном финском чарте и ставших довольно коммерчески успешными и известными альбомами. В то же время, кризис в группе и нервный срыв лидера и гитариста Тимо Толкки, попавшего в больницу с биполярным расстройством, приводит к распаду коллектива в 2004 году. Воспользовавшись этой заминкой вокалист Timo Kotipelto выпускает второй сольный альбом "Coldness", а уже в 2005 году выходит и новый альбом воссоединившихся Stratovarius под одноимённым названием "Stratovarius". 

Это был альбом, который настроил против группы множество её поклонников и не только... Негатив лился на финнов буквально со всех сторон. Сам же альбом, при этом, занял 4 место в финском национальном чарте, ведь всем было очень интересно услышать как же поменялась ведущая хеви-метал группа Финляндии...По факту же, услышав рассматриваемый альбом, я лишь скептически поднял бровь. Ропот о его страшном содержимом оказался не более чем ядовитыми репликами людей совершенно далёких от творчества группы и истинными фанатами не являющимися. "О мой Бог, Stratovarius перестал играть пауэр!" - в большинстве именно это звучало из уст якобы любителей то ли пауэра, то ли Stratovarius. Как будто вот Stratovarius всю жизнь только пауэр один и играл. Какая только бредятина! Альбом великолепный...

Настоящий шедевр хеви-метала, а пауэр группа играла всегда лишь эпизодически, в большинстве сочиняя эпики и среднетемповый хеви. Наконец-то Котипелто перестал визжать и запел как настоящий мужик. Что правда, мелодически и в плане легкости звучания альбом не далеко ушел от тех же Элементов и группа лишь хорошо стелит по началу, в последствии представляя собой замедленные и лишенные симфонизмов...Элементы. Эдакие упрощённые до максимума и замедленные Элементы. Но именно благодаря этому и своей доступности и доходчивости этот альбом меня и покорил. В конце-концов, половина его, состоящая из ярчайших хитов, просто не могла меня оставить равнодушным, да и весь остальной материал силён. Альбомец просто ого-го!!!

В общем, такой Stratovarius мне очень понравился во время своего выхода и с огромной теплотой я вспоминаю его и сейчас. Банда прозвучала свежо и необычно. А отсутствие скоростных песен я пережил без биполярных расстройств:), тем более, что группа по факту никогда и не делала на них ставку. Это был последний альбом в классическом составе и последний классический альбом Stratovarius. В 2008 году Толкки объявил об уходе из Stratovarius и основании нового проекта Revolution Renaissance.

 

Stratovarius - Polaris (2009)

"Король умер!...Да здравствует король!..."

В 2008 году лидер и гитарист Тимо Толкки покинул своё собственное детище, пионеров финского хеви-метала Stratovarius. Дальнейшая его судьба вела от проекта к проекту: Revolution Renaissance с Гасом Монсанто, Symfonia с Андре Матосом, метал опера с кучей гостей Avalon, Allen Lande и даже Chaos Magic с Катериной Никс в роли фронтвумен. Всё это были замечательные альбомы, полные хитов и качественного материала с явным духом Stratovarius, ведь фирменный стиль мастера не скрыть ни под каким другим вокалом, что правда и все эти разные вокалы позволяли отличному материалу Толкки зазвучать ещё ярче и выразительнее. С этой точки зрения создание таких проектов Толкки вроде как было и оправданным, а с другой стороны, это был всё тот же Stratovarius, как ты его не назови и кто ты в нём не пой...

Оставшаяся группа в лице теперь лидирующего вокалиста Тимо Котипелто нашла нового замечательного гитариста Matias'а Kupiainen'а, обладающего высоким уровнем техничности, и собственно отправилась в своё собственное путешествие. Все мы уже знали, что такое авторский талант Котипелто по его довольно успешным сольным альбомам, вполне похожим на авторский талант Тимо Толкки, а значит за судьбу перезагрузившегося Stratovarius можно было не волноваться. Правда, совершенно аналогичным мелодизм Котипелто я бы всё-таки не назвал, он более холоден и более проникнут финской школой хеви-метала, тогда как Толкки эту холодность годами искоренял, стараясь быть наоборот более близким и тёплым для слушателей, да и сам Толкки, выйдя из кузни традиционного хеви-метала, всё же более близок к его корням в виде Ингви Мальмстина и Ричи Блекмора, чем производной финской школе. А вот Котипелто это именно, что чистое дитя этой финской школы, взращённое собственно на Stratovarius 90х. И в том совершенно нет ничего плохого, это просто факт. Но тут ещё и внезапно подключилась к сочинению вообще вся группа...

Но в общем, с выпуском "Polaris" Stratovarius Америки не открыли и ничего нового не выпустили. У меня было такое ощущение, что это скорее материал очередного сольного альбома Котипелто,  перекочевавший в Stratovarius, при всесторонней поддержке со стороны остальной группы, очень хорошо причесанный и сыгранный прямо-таки с душой и с полной отдачей. У группы поменялось буквально всё: начиная от подачи, которая уже совсем не напоминала легковесую, а то и воздушную подачу альбомов "Elements", до более пробивного, мощного и совершенно по другому звучащего саунда. И эта подача и этот саунд, к чести Котипелто, не звучит как на его сольниках, и кроме того, довольно харизматична и обладает какой-то своей новой химией, что в принципе, очень хорошо, учитывая что с Толкки уникальная химия группы значительно ослабла, если не сказать, что вообще сошла на нет. 

В общем, это был совершенно новый Stratovarius, однозначно похожий на всё его творчество скопом, но в тоже время и звучащий свежо и обновлённо. Говоря же о Тимо Котипелто как вокалисте, однозначно чувствовалась возросшая гармоничность его вокальных партий, которые он писал сам для себя, а не в рамках тоталитарного режима Толкки. И в то же время, я отмечал, что голос Тимо, значительно подсевший и утончившийся с момента выхода Элементов, так и не пришел к идеальной форме. Но в целом, с правильной музыкой он звучал вполне достойно звания одного из лучших вокалистов пауэр метала. Но самое интересное конечно крылось в самой музыке. Безумно было интересно сможет ли группа переплюнуть Толкки по хитах. Лично я, например, в своё время был большим фанатом безумно хитового дебютного сольного альбома Котипелто "Waiting For The Dawn", который считал практически очередным альбомом Stratovarius. Поэтому я верил в то, что Котипелто может много, но...тем сильнее было моё разочарование. 

Stratovarius не переплюнул ни Толкки, чей Revolution Renaissance буквально взорвался экстра хитовым дебютом, ни сольное творчество Котипелто, которое было явно менее ярким. Но и Stratovarius выпустил однозначно сильную пластинку, пускай и уступающую альбомам с Толкки. Я, честно говоря, не назвал бы каких-то выдающихся песен с Поляриса, хотя абсолютно все они понравились своей выразительностью, мощными гармониями, глубокой атмосферностью и особенно тем, что заходят они с первого же прослушивания. Это был просто топовый финский пауэр в фирменном стиле Stratovarius, чего было более чем достаточно чтобы вернуться на большую сцену мирового хеви-метала, что группа и сделала. Конечно, меня не покидают и по сей день впечатления некой подмены настоящего Stratovarius, но в конце-концов, хорошая музыка есть хорошая музыка под каким названием она бы не вышла. Первый пошел!


Stratovarius - Elysium (2011) 

На втором альбоме пост Тимо Толкки периода легендарные пионеры финского хеви-метала Stratovarius представили материл конкурентоспособный даже по отношению к именитым Толккивским супер проектам Revolution Rennaisance/Symfonia/Avalon, прочим работам Stratovarius и мировому хеви-металу вообщэ, в отличие от предыдущего альбома «Polaris» (2009), который был у обновлённой группы ровным, и похожим как на самих Стратов, так и на сольники нынешнего лидера и вокалиста Тимо Котипелто. 

Аранжировки этого альбома впечатляюще профессиональны, возможно это самый продвинутый альбом группы вообще. Местами встречаются крутейшие гитарные риффы, способные обеспечить недетский кач и драйв, а симфонизмы настолько гармонично вплетаются в композиции, что пробирают до мурашек! Музыка очень интересная и высоко интеллектуальная. Техническая часть альбома может похвастаться свежестью гитарных и клавишных партий, местами совершенно не похожих ни на творчество Толкки, ни на сольники Котипелто, ведь в отличие от единоличного диктаторства Тимо Толкки, все участники группы внесли в музыку свой вклад. Её интересно слушать как технически изощрённую, так и мелодически и текстово атмосферную и красивую. Конечно подсевший вокал Тимо Котипелто несколько расстраивает, но с учётом его правильной и гармоничной подачи, высокой харизматичности и оригинальности, он звучит всё ещё вполне отвечающе почётному званию одного из лучших вокалистов пауэр-метала. Годы берут конечно своё, но это же Котипелто, черт возьми!...

Музыка классический финский хеви-метал, основательно впечатывающийся в память и цепляющий по полной!..На альбоме впечатляют яркостью и хитовостью практически все композиции: и ряд динамичных или скоростных боевиков таких как «Darkest Hours», «Under Flaming Skies», «Infernal Maze», «The Game Never Ends» и «Event Horizon», и размеренный величественный эпик «Fairnes Justified», и красивейшая, величественная и тяжелая баллада «Move the Mountain». Это всё фирменные Страто-Котипелтовские вещи, представляющие собой огромную ценность и для стиля, и для фанатов группы.

Великолепный альбом, пробуждающий финский пауэр из состояния застоя. Stratovarius наконец-то постигло перерождение, показывающее высочайший потенциал обновлённой группы. Финны выдали альбом достойный славного имени Stratovarius и заслуживающий внимания всех поклонников стиля хеви-метал. Такой Стратовариус нам нужен. Ну а то, что последовало дальше после этого альбома, лишь укрепило правильность решения Котипелто и ко. двигаться дальше. Один из тех случаев, когда один альбом может вернуть веру в стиль!

Stratovarius - Nemesis (2013)

"Великий альбом великой группы" - вот с такого спойлера мне хотелось бы начать рецензию на 14й альбом легендарных пионеров финского хеви-метала Stratovarius "Nemesis". Альбом, слушая который ты наполняешься гордостью за ранее одну из любимых и лучших хеви-метал групп в мире. "Nemesis" это тот случай, когда на альбоме одни сплошные хиты и шедевры. В принципе, на этом можно было бы рецензию и заканчивать, если бы не некоторые интересные детали, связанные с этим диском...

События, предшествующие выходу "Nemesis", никак иначе печальными и не назовёшь. В 2010 году у барабанщика Йорга Михаэля обнаружили рак щитовидной железы и в 2012, отыграв множество концертов, Йорг всё таки покинул Stratovarius. Напомню, что Йорг был ударником группы с 1995 года и выпускал с ней альбомы, начиная с её коммерческого подъёма в 1996 году на диске "Episode" и вплоть до альбома "Elysium" (2011) включительно, уже выходившего в новом составе без лидера и гитариста Тимо Толкки. Сыграл значительную роль Йорг Михаэль в мире хеви-метала и благодаря участию в таких известных коллективах, как Axel Rudi Pell, Grave Digger, Mekong Delta, Rage, Running Wild и Saxon. Так что можно, сказать, что с Йоргом ушла целая эпоха и от оригинального состава Stratovarius остались лишь клавишник Йенс Йоханссон и вокалист Тимо Котипелто. 

Новым ударником финнов стал Рольф Пилве, человек со скромным багажем за спиной, но достаточно профессиональный и имеющий опыт от мелодик дета до прогрессива, благодаря участию в таких коллективах, как: Essence of Sorrow, Solution .45, Status Minor, Miseration, Random Eyes, Code for Silence и др. И как показал результат Немезиса, Рольф идеально вписался в музыку группы, ни на секунду не давая заскучать даже за таким монстром гармоний и ритмов как Йорг Михаэль. А самым интересным моментом Немезиса нужно отметить в очередной раз авторство музыки, которое за исключением текстов Тимо Котипелто, оказалось принадлежит гитаристу Матиасу Купиайнену. В мире хеви-метала Матиас тёмная лошадка. Начав как автор нескольких песен альбома-реюниона Stratovarius "Polaris", Матиас сочинил почти всю музыку на прошлом альбоме группы "Elysium", который мне очень понравился, кстати говоря. Но на "Nemesis" у Купиайнена и сотоварищей случился прямо-таки прорыв...

Всё началось из сингла "Unbreakable", который оказался невероятно хитовым, ярким, цепляющим и запоминающимся, неким новым Stratovarius'ом, в котором мелодически узнавался и тот старый добрый Stratovarius, но теперь звучащий как бы на новый лад. И так весь альбом - Матиасу удалось как повторить неповторимое, а именно уникальный мелодический стиль Тимо Котипелто и Тимо Толкки, тоесть оригинальный стиль Stratovarius, так и сыграть его по своему, свежо и нестандартно. И если двумя альбомами ранее Stratovarius во многом мне казался эдаким более навороченным соло творчеством Тимо Котипелто, то на "Nemesis" группа выдала материал куда как более высокого уровня, ещё более самобытный и сильный, чем прежде. Уровня уже не уступающего даже классическому Stratovarius. И всё ведь на самом деле очень просто - все песни Немезиса это настоящие хиты, а "Unbreakable", "Stand My Ground", "Castles in the Air" и "Kill It with Fire" - настоящие шедевры хеви-метала, способные составить конкуренцию лучшим песням Stratovarius, когда-либо им созданным. Воу! Эти песни просто вирусы, поразившие мой мозг и повлекшие в нем необратимые изменения, в следствие которых, от этих песен просто невозможно отвязаться:)

Ну и вообще, этот альбом, кроме того, что порадовал меня, как старого фаната, фирменным чисто Стратовским мелодизмом, так ещё и просто понравился убойным, тяжелым и мощнейшим звуком, и такой же подачей и техникой исполнения, чего я не слышал от группы уже добрых 13 лет спустя выхода последнего классического альбома "Infinite". Хотя не похож Немезис своей подачей и звуком ни на один из альбомов группы. И звук и подача непривычно для команды модерновы и прогрессивны, местами даже грувовы, что видимо принёс прогрессивно-экстремальный ударник Пилве. С другой стороны, при огромном разнообразии аранжировок, ритмов и темпов, музыке хватает и пауэрной прямолинейности и мясистости, что опять-таки в лучшую сторону отличает Немезис от вышедших ранее то слишком легковесых, то слишком перенавороченных альбомов. Немаловажным в этом отношении  стал и тот факт, что Котипелто сбавил обороты в плане высоты пения, сделав ставку на разнообразие дипапазонов. И вуаля! Его вокал зазвучал сильнее, мощнее и вменяемее, что сразу положительным образом отразилось на восприятии всего материала в целом.

В общем, Немезис мощнейший альбомище, заслуживающий звания лучшего альбома в новом составе. Именно на нём ребята окончательно освободились от оков прошлого и влияния Тимо Толкки, и выпустили нечто совершенно новое и не типичное для Stratovarius, в тоже время сохранив и своё собственное лицо. Это альбом с очень сильными, хитовыми и свежими мелодиями. Неожиданный диск с неожиданными изменениями в звучании, но лишь к лучшему. Этим альбомом группа вернула себе право именоваться одними из лучших пауэрщиков в мире!

Stratovarius - Eternal (2015)

15й студийный альбом пионеров финского хеви-метала Stratovarius сочинялся силами всей группы, в отличие например от предыдущего диска "Nemesis", музыку для которого сочинил в основном гитарист Матиас Купиянен. Однако, несмотря на сей факт, альбом получился очень похожим на прошлый диск по всех параметрах, будь то мощная подача, современное, тяжёлое, модерновое звучание и великолепные, харизматичные и оригинальные вокальные партии Тимо Котипелто. Да и мелодика в духе "Nemesis", тоесть некоем похожем стиле бывшего лидера, гитариста группы Тимо Толкки и нынешнего её лидера, Котипелто. 

"Eternal" в полной мере унаследовал от "Nemesis" все его положительные черты в виде энергичности, свежести, техничности, душевности и красоты. Да, "Eternal" это сильная работа, в которой нет места порожняку или формализму! Совершенно сильный релиз нового Stratovarius, который так сочно и мощно вжарил на "Nemesis", затмив собой буквально всё, что выходило у группы последние 10 лет. Но, правда в том, что "Eternal" это не "Nemesis". Да, он звучит как "Nemesis" и тоже очень сильный, но во первых, он звучит как его логическое продолжение, а во вторых, он уже так не цепляет и не запоминается. 

Всё это вполне логично после двух таких ультрахитовых альбомов как "Elysium" и "Nemesis". При этом, "Eternal", это топовая работа во всём, с совершенно уникальной химией обновленного и пере загрузившегося Stratovarius. И это главное, что требовалось от нового альбома финнов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий